Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 541 
Next page End  

идеей и сделал ее основой своей программы. Павлов с удовлетворением отмечал, что работы Уотсона и
дальнейшее развитие бихевиоризма в США являются убедительным подтверждением его идей и
методов. Бехтерев полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить как сочетание или
накопление моторных рефлексов более низкого уровня. Процессам мышления присущ аналогичный
характер — в том смысле, что они зависят от внутренних действий речевой мускулатуры. Это
положение и было развито позднее Уотсоном. Бихевиоризм Уотсона представлял собой попытку
построить науку, свободную от менталистических понятий и субъективных методов, науку столь же
объективную, как и физика. Это означало, что все сферы поведения должны были рассматриваться в
объективных терминах «стимул — реакция». Эксперименты Уотсона с условными рефлексами привели
его к заключению, что эмоциональные расстройства невозможно свести только к сексуальным
факторам, как утверждал Фрейд. Уотсон считал, что проблемы взрослого человека связаны с
обусловленными реакциями, сформированными в детстве или подростковом возрасте. А если они
являются следствием неправильного воспитания в детстве, то соответствующим воспитанием можно
предотвратить появление расстройств в более зрелом возрасте. Он разработал программу оздоровления
общества — экспериментальную этику, основанную на принципах бихевиоризма. Несмотря на то, что
эта программа так и не достигла поставленных целей, сам Уотсон получил широкое признание как
основатель научной школы. К 1930 г. бихевиоризм представлял собой уже крупное направление и в
дальнейшем продолжил свое развитие в работах необихевиористов Толмена, Халла и Скиннера,
опиравшихся на принципы операционизма Бриджмена. Толмен в 1932 г. описал собственную систему
целенаправленного бихевиоризма, определяющую целенаправленность поведения, ввел важное для
бихевиоризма понятие промежуточной переменной и латентного научения, чем оказал большое влияние
на дальнейшее развитие теории научения. Халл дополнил теорию научения законом о первичном и
вторичном подкреплении, ввел в науку гипотетико-дедуктивный метод, как он считал — единственно
адекватный метод бихевиоризма. Самой влиятельной фигурой необихевиоризма на протяжении
нескольких десятилетий являлся Скиннер (всеобщее признание его пришлось на послевоенные годы).
Он выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые
реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает
реакции. Речь человека Скиннер считал вербальным поведением, и как любое поведение она подлежит
подкреплению, прогнозированию и управлению. Взгляды на природу процесса научения вышли за
пределы лабораторий и воплотились в концепции программированного обучения и поведенческой
психотерапии.
Гештальт-психология возникла в период открытого кризиса как реакция против атомизма и
механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии, а также и бихевиоризма. Она явилась
наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в психологии. Гештальт-психологи
выступили с новым пониманием предмета и метода психологии — важно начинать с наивной картины
мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою
целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, но они вторичны и определяются по
своему функциональному значению в целом. Основными представителями этого направления
считаются Вертхаймер, вокруг которого сплотились Келлер, Коффка и Левин, образовавшие
Берлинскую школу. Вертхаймер в 1912 г. в книге «Экспериментальные исследования восприятия
движения»
поставил под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте
восприятия и доказал целостный характер восприятия, несводимого к ассоциации ощущений.
Гештальтисты ввели новые единицы восприятия — фигура, фон, прегнантность и др. Получив развитие
первоначально на основе изучения феноменов восприятия, гештальт-психология была затем применена
к объяснению интеллектуального поведения антропоидов Келлером, который ввел понятие инсайта,
творческого мышления человека Вертхаймером, онтогенетического развития психики Коффкой,
личности человека Левином, разработавшего психологическую теорию поля. В 1921 г. Вертхаймер,
Келлер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования», где публикуют достижения
своей школы. С этого времени она начинает влиять на мировую психологию. Важное значение имели
обобщающие статьи Вертхаймера — «К учению о гештальте», «О гештальт-теории»; Левина —
«Намерения, воля и потребности»; книги Келлера — «Гештальт-психология» и Коффки — «Принципы
гештальт-психологии». Все это способствовало усилению влияния гештальт-психологии. Левин,
продолжая работу над теорией поля, применил структурно-динамический подход к различным
сторонам и проявлениям личности. Под его руководством были созданы новые методы исследования,
значительно обогатившие психологию. Это опыты на прерванное действие, разработанные Овсянкиной,
на замещение — Лисснера и Малера, на выявление уровня притязаний Хоппе, опыты на запоминание
Hosted by uCoz