Navigation bar
  Print document Start Previous page
 165 of 541 
Next page End  

В практической деятельности клинического психолога используются также и
стандартизированные методики. В этом случае группы соответствующим образом подобранных и
структурированных заданий предъявляются в одинаковой форме каждому испытуемому с целью
сопоставления способа и уровня выполнения их испытуемым и другими лицами. Стандартизированные
методы можно определить как широко понимаемые тесты, причисляя к ним тесты для исследования
психических процессов, психических состояний и личности.
В случае применения стандартизированных методов способ анализа результатов каждой
отдельной методики основывается преимущественно на количественной оценке, которая
сопоставляется с оценками, полученными ранее у соответствующей выборки больных и у здоровых
испытуемых. Стандартизированные методы, кроме унификации самих заданий, должны быть
нормализованы, то есть иметь шкалу оценок (норм), созданную на основе эмпирического
предварительного исследования; должны обладать вычисленной степенью устойчивости результатов
(надежности) и достаточно точно оценивать состояние определенных характеристик психической
деятельности.
Стандартизированные методики уступают по своей диагностической ценности
нестандартизированным, применение их в клинике обычно имеет вспомогательное значение, чаще в
качестве дополнения к нестандартизированным методам. Адекватно их использование при массовых
обследованиях, при необходимости групповой оценки испытуемых, для ориентировочной экспресс-
диагностики в условиях дефицита времени. При оценке результатов исследований, проводимых с
помощью одних лишь тестовых методов, необходима известная осторожность, особенно уместная из-за
нередко сопутствующей таким исследованиям (по Стоквису) «иллюзии псевдоточности».
Один из крупнейших отечественных клинических психологов Мясищев отмечал, что в сложной
задаче психологического исследования на современном уровне каждый из психологических методов
имеет преимущества и слабые стороны. Лабораторный метод уступает клиническому в близости к
жизни, но может превосходить его с аналитически-методической точки зрения. Задача психолога-
исследователя и психолога-практика — в умелом комбинировании этих методов сообразно целям
исследования.
Порядок проведения клинико-психологического исследования и его основные этапы отражены в
других главах учебника, в психологическом практикуме.
Этика в клинической психологии. Профессиональная деятельность клинического психолога
интегрирована во все основные сферы медицинской науки и практики. Истоки клинической психологии
и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и
психотерапией. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности,
нельзя не остановиться на современных моделях медицинской этики.
Более 25 веков в европейской культуре формировались, изменялись различные моральные
принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование медицины. Различные
нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные,
культурные, этнические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в
медицине. Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4
сосуществующие модели:
1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление
тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание
современной биомедицинской этики.
Модель Гиппократа. Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания
Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах»,
«О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В древних культурах — вавилонской, египетской,
иудейской, персидской, индийской, греческой — способность врачевать свидетельствовала о
«божественной» избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе.
Считается, что Гиппократ был сыном одного из жрецов бога Асклепия — Гераклида, который дал ему
первоначальное медицинское образование. Становление светской медицины в Древней Греции связано
с принципами демократии городов-государств, и освященные права врачующих жрецов неизбежно
сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед
Hosted by uCoz