Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 541 
Next page End  

страждущими. Помимо этого этика Гиппократа, что хорошо иллюстрируется «Клятвой», была вызвана
необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых и в те времена было
немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное
на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики. Ту часть
врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом
зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно
назвать «моделью Гиппократа». Речь шла об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками,
о гарантиях непричинения вреда («Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и
моим разумением, воздерживаясь от всякого вреда и несправедливости»), оказания помощи, проявления
уважения, об отрицательном отношении к убийству и эвтаназии («Я не дам никакому просимого у меня
смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»), абортам («Я не вручу никакой
женщине абортивного пессария»), об отказе от интимных связей с пациентами («В какой бы дом я ни
вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и
пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами», «У врача с
больными немало отношений: ведь они отдают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время
имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в
отношении всего этого врач должен быть воздержанным»), о врачебной тайне («Что бы при лечении —
а также и без лечения я ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо
разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»).
Основополагающим среди перечисленных принципов для модели Гиппократа является принцип
«не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Этот принцип
формирует исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и
основание его признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу
свое здоровье и жизнь. Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и
внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было связано с необходимостью формирования
доверия обращающихся к врачебной касте в период перехода от жреческой медицины к светской.
Жрецы, за всю историю развития религии, приобрели статус приближенных к богам, считалось, что от
них получали они мудрость и наставления, знания и навыки. Врачи же, преодолевшие храмовость,
должны были приобретать и обладать такими качествами, которые способствовали бы формированию
облика всего врачебного профессионального сообщества того времени. Гиппократ определял эти
качества, отталкиваясь от обобщенных ценностей Древней Греции. В книге «О благоприличном
поведении» наиболее полно отражено представление об идеале врача, сложившемся в недрах
медицинских школ в эпоху греческого «просвещения»: «Каковы они по внешнему виду, таковы и в
действительности: врач-философ равен богу».
Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом
акцент ставился на поведении врача у постели больного. При контакте с больным предлагалась такая
форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление: «Очевидным и
великим доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение,
не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе
время выздоровления».
Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за
оказанную помощь и лечение. В условиях жреческой медицины дары и подношения вручались не
самому жрецу, а храму, в котором он служил. При переходе к светской медицине, когда гонораром
обеспечивается непосредственно врач, необходимы были соответствующие правила, не нарушающие
общую архитектонику врачебной этики: «Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать
находящихся в опасности».
Модель Парацельса. Второй исторической формой врачебной этики стало понимание
взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось
Парацельсу (1493-1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с
пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в
гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель
Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных
контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. «В Парацельсе мы видим
родоначальника не только в области создания химических лекарств, но также и в области
эмпирического психического лечения» (Юнг). В границах «модели Парацельса» в полной мере
Hosted by uCoz