Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 541 
Next page End  

Как видно, характер рекомендаций достаточно жесткий, и очевидно, что их нарушение может
повлечь за собой дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная
Ассоциация.
«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок —
тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества,
общества, собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для
каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при
уклонении от его выполнения. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным
основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга»,
то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное
профессиональное сообщество.
Наборы «точно сформулированных правил поведения» разработаны практически для каждой
медицинской специальности и представляют собой перечень и характеристику этих правил по всем
медицинским областям. К середине XX в. медицинская деонтология становится интернациональной —
появляются международные документы, регламентирующие поведение врача: Женевская декларация
(1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинская декларация (1964),
Токийская декларация (1975) и др.
Биоэтика. В 60-70-х гг. XX в. формируется новая модель медицинской этики, которая
рассматривает медицину в контексте прав человека. Термин «биоэтика» (этика жизни), который был
предложен Ван Ренселлером Поттером в 1969 г., который раскрывается как «систематические
исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это
поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов». Основным моральным
принципом биоэтики становится принцип «уважения
прав и достоинства личности». Под влиянием
этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики — вопроса об отношении
врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения.
Это далеко не «вторичное» участие оформляется в новых типах взаимоотношения врача и больного —
информационный, совещательный, интерпретационный типы являются по своему формой защиты прав
и достоинства человека. В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и
возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными
физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в
целом. Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, становится более «прогностической».
Доссе (французский иммунолог и генетик) считает, что прогностическая медицина «поможет сделать
жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней». Только одно «но» стоит на пути этой
светлой перспективы: «лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных
тоталитарной идеологией». Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную,
безличностную, то есть способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб и
пациента. И это действительно реальный и безпрецедентный рычаг контроля и власти как над
отдельным человеческим организмом, так и над человеческой популяцией в целом.
Биоэтика — это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в
которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни
человеческого рода. Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно
связано с самой сутью и назначением морали вообще. Сегодня «этическое» становится формой защиты
«природно-биологического» от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным
основаниям. Биоэтика (этика жизни) как конкретная форма «этического» возникает из потребности
природы защитить себя от мощи культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение
«природно-биологического».
Начиная с 60-70-х гг. XX в., как альтернатива патернализму, все большее распространение
приобретает автономная модель, когда пациент оставляет за собой право принимать решения,
связанные с его здоровьем и медицинским лечением. В этом случае врач и пациент совместно
разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач применяет свой медицинский опыт и дает
разъяснения относительно прогнозов лечения, включая альтернативу нелечения; пациент, зная свои
цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на
будущее. Таким образом, вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни пациента, в
настоящее время на первый план выходит принцип благополучия пациента,
который реализуется
доктриной информированного согласия — самоопределение пациента зависит от степени его
информированности. Врач обязан снабдить больного не только всей интересующей его информацией,
Hosted by uCoz