Navigation bar
  Print document Start Previous page
 172 of 541 
Next page End  

многоступенчатыми преобразованиями. Эти процессы затрагивают как оперативную информацию, так
и хранящуюся в долговременной памяти. Собственно человеческим и высшим аспектом
информационных отношений является знаковое опосредование всей внешней среды, предполагающее
наличие значения и ценности для индивида той или иной стимуляции, а также включение ее в
смысловую канву опредмеченного поведения.
Категория информации в нейропсихологии имеет и еще один аспект. Она представляет собой
определенную организацию состояний ее носителя — мозга, которая обеспечивает возможность
регулировать функции органов системы (организма), в которой происходят информационные процессы.
Категория активности. Любой психический процесс своеобразно активен, что приводит к его
явному или опосредованному воплощению в реальном действии, либо в поведенческом акте.
Феноменологически — это то, что «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно
наблюдаемо. Сама по себе эта психическая активность не существует без мозговой физиологической
основы, берущей начало от общих обменных процессов. Их энергетический компонент, в свою очередь,
идет из внешней среды, преобразуется и распределяется в собственно исполнительской части на потоки,
обслуживающие соматические и психические функции организма.
Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая
интеграция, не может связать психику с ее материальным носителем. Они являются различными
сторонами диалектически многогранного, эволюционно меняющегося, но целостного процесса высших
форм жизни в пространственно-временном континууме.
Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их
связь с отдельными системами головного мозга. В нейропсихологии выделяют несколько относительно
самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но
отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.
Клиническая нейропсихология является основным направлением, задача которого заключается
в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка
мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а
предметом исследования — причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью,
кровоизлиянием, травмой — их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны
психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь
Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования. Последние
годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и экспериментальных исследований по
разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений мозга (Вассерман).
Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе
аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях
мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге
животных). Нередко требуется прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой
тканью и психическими функциями, а также проводить допустимые аналогии между изменениями,
возникающими у экспериментального животного после выключения (разрушения) отдельных мозговых
структур и предположительными изменениями у человека с подобной формой патологии. Кроме того, в
экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного
раздражения электротоком и бескровные методы — охлаждение, смазывание участков коры и мозга
алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими
функционирование определенных зон.
Реабилитационная нейропсихология. Реабилитация вообще комплекс мероприятий по
восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате
заболевания, повреждения или функционального расстройства.
Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных
высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для
выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека
в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный
комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации
высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или
утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются
жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационые,
двигательные и поведенческие механизмы.
Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции в наличном состоянии,
Hosted by uCoz