Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 541 
Next page End  

функций в их развитии, начиная от рудиментарных форм, в той или иной степени представленных у
человека, и кончая высшими
психическими процессами. Кратко эта мысль была сформулирована
следующим образом: «Поведение может быть понято только как история поведения». Важнейшим
отличием культурного поведения от более ранних его форм является изготовление и использование
орудий.
В полном соответствии с этой тенденцией развитие психических функций необходимо
включает в себя создание особых — внешних средств, являющихся как бы орудиями, позволяющими
добиваться более высоких результатов, но одновременно и качественно перестраивающих
первоначальные элементарные психические функции. Эти вспомогательные средства-орудия (стимулы-
средства по Выготскому) освобождают человека от наличных, но не зависящих от него стимулов-
объектов. Подобные новые искусственные орудия, имеющие форму специфических человеческих
сигналов, получили название знаков.
К их числу относятся: язык, различные формы нумерации и
счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства,
письмо, диаграммы, карты, чертежи, условные знаки.
Знак всегда первоначально есть средство социальной связи, средство воздействия на других, и
только потом оказывается средством воздействия на себя. Активное приспособительное изменение
человеком природы требовало замыкания нового типа связей между искусственно созданными знаками
и задачами и целями, которые ставил человек. Применительно к этому обстоятельству Выготский
формулирует принцип сигнификации:
человек извне создает связи в мозгу, управляет мозгом и через
него — собственным телом. ВПФ с этой точки зрения представляют собой «слепок с социального» или
результат интериоризации: «Всякая функция в культурном развитии сначала выступает как категория
интерпсихическая, а затем — вторично уже — как интрапсихическая»; «Все внутреннее в высших
психических функциях было некогда внешним». Это принцип социальной, знаковой детерминации
поведения. Соответственно, традиционное орудие есть средство внешней деятельности, в то время как
знак — средство внутренней деятельности человека. Тот факт, что для развития ВПФ характерно
использование опосредующих звеньев, означает, что каждая психическая функция включает в себя
другие функции, благодаря которым она и выступает как высшая. На этой основе возникают различные
формы непосредственного слияния функций, образуются особые, межфункциональные связи или такие
сложные образования психических функций, которые следует считать своеобразными
психологическими системами. С возрастом
изменяется не только и не столько структура самих
функций, сколько межфункциональные отношения, связывающие данную функцию с другими. Поэтому
сравнительное изучение развития и распада ВПФ является «одним из плодотворнейших методов в
исследовании проблем локализации». К числу принципиальных выводов, имеющих отношение к
мозговой организации ВПФ и сформулированных Выготским, являются следующие: 1) функция
организована и построена как интегративная деятельность, в основе которой лежат сложно
дифференцированные иерархически объединенные динамические межцентральные отношения; 2) при
расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, при прочих равных условиях
больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному
участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при
распаде наблюдается обратная зависимость: при поражении какого-либо центра при прочих равных
условиях больше страдает ближайший к пораженному участку низший, зависящий от него центр и
относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к пораженному центр, от которого
он сам находится в функциональной зависимости.
Другим важным, уже педагогически прикладным аспектом, является вопрос о взаимоотношении
развития и обучения. Рассматривая эту проблему, Выготский решительно отвергает их понимание как
двух якобы независимых друг от друга процессов, равно как и другую крайность — их отождествление.
По его мнению, обучение всегда идет и должно идти впереди развития. Существенное значение в связи
с этим имеет выдвинутое Выготским понятие зоны ближайшего развития — зоны того, что ребенок
может уже делать, но не самостоятельно, а лишь благодаря подражанию или с помощью взрослого. Это
то, что в дальнейшем станет возможным и для самостоятельного выполнения, войдет тем самым в зону
актуального развития. Наряду с выяснением зоны ближайшего развития необходимо учитывать и
сенситивность того или иного периода развития по отношению к определенному обучению. Последнее
только тогда наиболее плодотворно, если осуществляется в пределах сенситивного к нему периода, в
оптимальные сроки обучения, когда ребенок наиболее восприимчив к информации именно данного
качества.
Важнейшим понятием, которым оперируют большинство психологически и физиологически
ориентированных наук, является понятие функциональной системы.
Это динамическая
Hosted by uCoz