Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 541 
Next page End  

усложняются и начинают характеризоваться наличием ведущих и фоновых уровней в построении
психической деятельности. Перестройка в этих связях и их усложнение происходят в определенной
последовательности и обусловлены разным временным формированием психических функций с
опережающим развитием одних по отношению к другим. Например, в возрасте 2-5 лет наблюдается
опережающее развитие восприятия и речи по отношению к ранее интенсивно развивавшимся
движениям и действиям, но на этом этапе характеризующихся замедлением темпа развития. При этом
первоначально восприятие занимает иерархически ведущую позицию по отношению к речи. Внутри
самой функции речи ее различные составляющие имеют собственную динамику развития и иерархию
построения. На первом этапе овладения речью ведущим является различение на слух акустических
признаков слов и лишь затем формируется речедвигательный компонент (Корсакова, Микадзе,
Балашова).
С точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий гетерохронность
психического развития может объясняться закономерностями возрастной динамики восприятия и
мышления, стиля деятельности и типа личности, обусловленных сменой доминирующих
межполушарных отношений в процессе формирования психики ребенка. Это имеет отношение и к
таким аспектам возрастного развития, как созревание индивидуально-типического когнитивного стиля
(предпочитаемых перцептивных стратегий и ведущих стратегий обработки информации), особенности
развития общего интеллекта и индивидуальных особенностей личности — сложных и во многом
социально обусловленных психических образований, которые своими корнями в онтогенезе связаны с
доминирующим в данном возрастном периоде полушарием. В пользу неравнозначности полушарий в
разных периодах жизни ребенка свидетельствуют такие клинические факты, как, например, худшие
результаты выполнения вербальных тестов при ранних (до 12 мес) левополушарных поражениях по
сравнению с аналогичными правополушарными, задержки речевого развития у таких детей, большее
нарушение перцептивных функций при правополушарной патологии (особенно зрительно-
пространственного восприятия). Существуют электрофизиологические исследования мозга ребенка,
показывающие разницу в восприятии вербальных и музыкальных стимулов полушариями, начиная от
нескольких недель до 6 мес от рождения. Динамика межполушарных взаимодействий на протяжении
всех, и, особенно, относительно поздних в жизни ребенка периодов, не может быть адекватно оценена
без учета гетерохронности функций, связанной с синтетическими по генезу психическими видами
деятельности, возникающими как результат объединенной работы разных долей в пределах одного
полушария (преимущественно передне-задних отношений), а также результатов «надстраивания»
морфологически и функционально новых корковых аппаратов над старыми, относительно зрелыми к
моменту рождения (вертикальных отношений). Реально мозг — это целостная морфологическая и
функциональная система, все звенья которой одновременно, но с разными скоростями на протяжении
жизни человека созревают и перекомбинируют свои внутренние связи в зависимости от доминирующих
задач в том или ином возрастном периоде, либо в той или иной конкретной ситуации. Подавляющее
большинство данных и экспериментальных результатов по выявлению роли правого и левого
полушарий головного мозга в когнитивной деятельности свидетельствуют о нарастании
левополушарного типа сознания как в онтогенезе, так и в культурной эволюции человечества в целом,
что не исключает значения полушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
Все системы мозга, объединенные различными типами волокон, работают по принципу
иерархической соподчиненности,
благодаря которому одна из систем, доминирующая в конкретный
период времени в той или иной психической деятельности, осуществляет управление другими
системами, а также контролирует это управление на основе прямых и обратных связей. При этом на
уровне макросистем, крупных мозговых блоков, наблюдается относительная жесткость выполняемых
ими функций, в то время как на уровне микросистем, представляющих элементы того или иного
психофизиологического ансамбля, обнаруживается вероятностность и вариативность связей. Подобная
закономерность прослеживается и в работе систем мозга, при анализе их сроков формирования в фило-
и онтогенезе. Наиболее рано созревающие участки мозга, связанные с удовлетворением витальных
физиологических
потребностей организма, имеют жесткую, генетически детерминированную,
однозначную функциональную организацию, в то время как более поздние, надстраивающиеся
ориентировочные сенсорные, перцептивные и гностические (то есть уже психические) функции
обеспечиваются вероятностными пластическими связями разных систем мозга. Благодаря
функциональной многозначности, включенность этих участков в общемозговую активность
подчиняется конкретной внешней цели, сопряженной с реально имеющимися в данный период
созревания ресурсами организма. Параметр пластичности-жесткости может быть прослежен и в
Hosted by uCoz