Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 541 
Next page End  

(принцип «снизу-вверх»), а у взрослого с полностью сложившимся психологическим строем третичные
зоны управляют работой подчиненных им вторичных и при повреждении последних оказывают на их
работу компенсирующее влияние (принцип «сверху-вниз»). Выготский следующим образом
характеризует данное теоретическое положение: «Объяснение этой закономерности лежит в том факте,
что сложные отношения между различными церебральными системами возникают как продукт
развития и что, следовательно, в развитии мозга и в функционировании зрелого мозга должна
наблюдаться различная взаимная зависимость центров: низшие центры, служащие в истории развития
мозга предпосылками для развития функций высших центров, являющихся вследствие этого
зависимыми в своем развитии от низших центров, в силу закона перехода функций вверх сами
оказываются в развитом и зрелом мозгу несамостоятельными, подчиненными инстанциями,
зависящими в своей деятельности от высших центров. Развитие идет снизу вверх, а распад — сверху
вниз».
Закон убывающей специфичности. Наиболее модально специфичными (в данном случае
ориентированными на конкретное свойство объекта, улавливаемое конкретным видом анализатора)
являются первичные зоны. Третичные зоны вообще надмодальны.
Закон прогрессирующей латерализации. По мере восхождения от первичных к третичным зонам
возрастает дифференцированность функций левого и правого полушария (в основном — по
центральным предпосылкам речи и доминантности одной из рук).
3-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической (сознательной)
деятельности включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга —
кпереди от передней центральной извилины (медиобазальные отделы лобных долей входят в первый
блок) (рис. 18). Основная цель работы этого блока — формирование планов действий, то есть создание
программы психического акта и развертка последовательности исполнения его во времени в реальном
поведении. Находясь под постоянным влиянием второго блока, префронтальные (по характеру и
сложности обработки информации — ассоциативные) отделы лобных долей одновременно зависимы от
речевого и мотивационного компонентов. Подготовка двигательных импульсов завершается их
выходом на периферию через двигательную зону коры — преимущественно 4-е поле.
Рис. 18. Функциональные блоки мозга — 3-й блок (по Лурия).
Иллюстрацией специфики работы первичных, вторичных и третичных полей указанных блоков
является схема галлюцинаций, вызываемых искусственными раздражениями различных участков мозга
(рис. 19).
Hosted by uCoz