Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 541 
Next page End  

рабочая модель собственной схемы тела у ребенка в основном формируется за первые шесть лет жизни.
Примером устойчивости работы этого фактора может служить синдром ампутированной конечности,
при котором ранее сформировавшаяся схема тела продолжает себя реализовывать в виде ощущения
болей или чувства движения в фактически отсутствующей руке или ноге (фантомные ощущения).
Пространственный фактор обеспечивает различные уровни переработки пространственных
параметров и отношений внешней среды, является одной из наиболее сложных форм психического
отражения. Его реализация — необходимое условие адаптивного поведения человека, существующего в
упорядоченном мире предметов, которые расположены относительно друг друга. Учет всей
совокупности многомерных характеристик протяженности и взаимоположения позволяет активно
преобразовывать среду и передвигаться в ней. Потеря чувства пространства приводит к тревоге,
дискомфорту и неуверенности. Структурная организация мира представлена человеку в трех основных
составляющих — реальное пространство окружающей среды, аналогичное ему представление о
пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в
реальном мире. В последнем случае речь идет об отражении упорядоченности пространства и его
компонентов в понятийно-знаковой и символьной форме, исторически выработанной человеком для
обобщения представлений о мире для передачи их другим людям и мыслительных операций с
абстракциями. Ярким и наиболее распространенным примером последнего является семантическое
пространство. Формирование квазипространства — существеннейший компонент и результат обучения.
Пространственный фактор является продуктом работы ассоциативной теменной, особенно
нижнетеменной, области мозга, занимающей промежуточное положение между церебральными
отделами, которые обеспечивают наиболее высокий уровень переработки информации зрительной,
слуховой и тактильной модальности (зона перекрытия).
Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности. В произвольную
регуляцию деятельности включают: 1) постановку целей действий в соответствии с мотивами,
потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; 2) планирование (или программирование)
путей достижения цели с выбором оптимальных способов действий и определения их
последовательности; 3) контроль за исполнением выбранной из уже имеющихся в индивидуальном
опыте или создаваемой в данной момент программы с возможностью ее изменений по ходу выполнения
(это требует постоянного сличения цели с промежуточными результатами, а также отказа от
возникающих в процессе достижения цели побочных действий и ассоциаций). Этот фактор связан с
работой лобных отделов мозга.
В регуляции поведения ребенка самым слабым звеном является контроль, что проявляется в
недоведении действия до конечного результата, соскальзывании на побочные действия или ассоциации,
в отсутствии проверки после окончания задания. Анатомическая и функциональная готовность лобных
отделов мозга начинает оформляться к 7 годам, что отражает способность соответствующих нейронных
ансамблей в первые годы жизни ребенка динамически адаптироваться к вероятностным
характеристикам среды и кумулировать собственный опыт на уровне индивида. С другой стороны,
многочисленные данные указывают на то, что произвольный уровень регуляции ВПФ связан не только
с лобными долями, но и с работой левого «реченесущего» полушария (у правшей), а непроизвольный,
автоматизированный — с работой правого полушария. Таким образом, смысловая ось фактора
произвольности-непроизвольности проходит через мозг как бы диагонально — от левой лобной доли к
правой теменно-затылочной области.
Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний имеет два
разнокачественных, но взаимосвязанных источника. С одной стороны, он ориентирован на речевую
систему, обеспечивающую возможность вербального отчета о собственных психических процессах и в
этом аспекте его морфологической базой является левое полушарие. С другой стороны, поражения
правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются анозогнозией. Подобные
больные имеют тенденцию отрицать у себя наличие той или иной недостаточности, либо у них
возникают феномены игнорирования, неосознаваемости левой половины тела, левой части зрительного
или слухового пространства. Осознанность и произвольность являются взаимодополняющими и
неразрывными характеристиками целостной, собственно человеческой деятельности и поведения.
Поэтому они в принципе не могут рассматриваться отдельно, и это надо учитывать при анализе
реализующих их мозговых структур.
Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ. Сам факт жизни во
временном пространстве объективно обусловливает последовательное получение информации тем или
другим анализатором. Отражаемая реальность становится доступной для восприятия только в случае ее
Hosted by uCoz