Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 541 
Next page End  

Казаковцев Борис Алексеевич
Карвасарский Борис Дмитриевич
Козина Наталья Викторовна
Назыров Равиль Каисович
Подсадный Сергей Александрович
Соловьева Светлана Леонидовна
Свенцицкий Анатолий Леонидович
Чехлатый Евгений Иванович
Предисловие
Появление учебника по клинической психологии в системе подготовки врачей свидетельствует о
переменах в медицине и здравоохранении нашей страны. Пройден длинный путь от почти полного
игнорирования психологических знаний и самой психологической науки в середине прошедшего XX
века до признания клинического психолога в качестве необходимого партнера врача. Холистическое
видение больного человека, получающее все больший отклик среди работников здравоохранения, ведет
к реальному внедрению модели, которая любое заболевание и лечебный подход к нему проецируют
одновременно в биологическую, психологическую и социальную плоскости.
Интерес врачей к психологии, при «биологической» по преимуществу ориентации их
подготовки, обусловлен все более убедительным диагностическим, лечебным и реабилитационным
опытом последних лет, научными дискуссиями ведущих специалистов мира, рассматривающих
психологию как дополнение к двум другим базисным медицинским наукам — патологической
анатомии и патологической физиологии, развитие которых во многом определило формирование
медицины и ее успехи.
Если исходить из того, что лишь 10-15% деятельности здравоохранения реализует лечебно-
оздоровительный потенциал здоровья человека, то это верно лишь при условии, что усилия врачей и
иного медицинского персонала сосредоточены на «биологическом» его лечении. При более широком
подходе к заболеванию и лечению обнаруживаются дополнительные ресурсы, предоставляемые
психологией.
«Внутренняя картина болезни» — термин, которым обозначают личностные механизмы,
определяющие системный ответ человека на болезнь, возможности его выздоровления и улучшения
качества жизни. При неблагоприятном стечении обстоятельств предшествующего психологического
развития человек может рассматривать свою болезнь как трудно- или неизлечимую, что непременно
скажется на результативности лечебно-реабилитационных мероприятий. Известно, что примерно у 60%
пациентов, перенесших инфаркт миокарда в трудоспособном возрасте, прогноз во многом зависит от
типа отношения к болезни.
Другая проблема, также имеющая психологические корни — проблема комплаенса —
взаимопонимания пациента и врача и согласия первого с назначенным лечением, сформированным в
процессе их взаимодействия, что важно для всех областей медицины, особенно для фтизиатрии,
кардиологии и психиатрии. Больному, не выполняющему или частично выполняющему врачебные
назначения, трудно добиться устойчивого терапевтического результата.
В поле зрения психологов и так называемый «синдром эмоционального сгорания» медицинских
работников, обусловленный в первую очередь неконструктивным характером взаимодействия врача с
конфликтными больными и их родственниками, с проблемами, возникающими при деятельности самих
медицинских коллективов.
Изменяется содержание работы медицинского психолога в учреждениях здравоохранения.
Сегодня это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и
психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом. Создана «бригадная» модель
оказания медицинской помощи, возникшая первоначально в психотерапевтической и психиатрической
службах. В перспективе ее принципы найдут признание и в других областях здравоохранения,
поскольку за ними будущее — более высокий уровень профессионально и гуманистически
ориентированной медицины. В центре бригады в качестве функционального подразделения лечащий
врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специалистом по
социальной работе. В соответствии с биопсихосоциальной парадигмой медицины каждый из них
выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством и в тесном
Hosted by uCoz