Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 541 
Next page End  

двигательное; в) эмоциональное; г) интеллектуальное.
По уровням внимание делится на непроизвольное и произвольное. С первым ребенок рождается, и
оно осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание
рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты (в работе нервной системы
организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения,
притягивающего к себе возбуждение из других нервных центров, одновременно подавляя их). У
новорожденного есть только две доминанты — пищевая и связанная с переменой положения. Позднее
формируется зрительная и слуховая. В основе развития внимания в этот период (первые годы) лежит
органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов ребенка. Классическим
примером непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс,
выделяющий наиболее
интенсивный, новый или биологически значимый (соответствующий потребностям организма)
раздражитель и придающий всему поведению организованный характер. Произвольное внимание (это
его высшая форма) качественно отлично и обусловливается социальной и культурной средой. В период
своего формирования оно совершенствуется благодаря взаимодействию ребенка со взрослыми, которые
кроме предметного стимула предъявляют ему и речевые стимулы, связывая одно с другим. В более или
менее законченном виде произвольное внимание формируется к дошкольному возрасту (оно начинает
подчиняться не только громкой речи взрослого — инструкции, но и собственной внутренней речи). Как
специальное психологическое явление оно возникает тогда, когда человек ставит перед собой
сознательные цели (то есть связывает деятельность не с предметом, а с целью). А это, в свою очередь,
для сохранения объекта сосредоточения требует усилия воли поддержания определенной
интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям. Поэтому произвольное внимание
во многом является вниманием волевым. Категория, которая характеризует длительное удержание
внимания на каком-то объекте, явлении или ситуации, называется бдительностью. Одним из
отличительных аспектов произвольного внимания является то, что оно способно ориентироваться как
на прошлое, так и на будущее (в форме сознательного ожидания вероятного события). По данным
физиологии, изменения, вызванные речевой инструкцией, окончательно формируются к 12-15 годам.
Внимание характеризуется: 1) устойчивостью (длительным сохранением интенсивности,
концентрированности), в норме подверженной непроизвольным колебаниям; 2) быстротой
переключения (переходом от одной деятельности или операции к другой) 3) распределенностью
(характеризуемой успешностью одновременного выполнения двух или более деятельностей). К
содержательным характеристикам внимания относится его предметность (обязательная направленность
на реальный или воображаемый предмет или явление) и ограниченность (конечное число элементов,
одномоментно вовлекаемых в психический процесс). В силу того, что ослабление внимания, снижение
его объема, нарушение концентрации, повышенная истощаемость и резкие колебания свойственны
любому больному человеку независимо от локализации поражения мозга, долгое время считалось, что
расстройства внимания не имеют локального значения и их анализ не может быть использован в
нейропсихологической диагностике. Вопреки этому мнению, в последнее время принято выделять два
самостоятельных типа нарушений внимания.
Первые —
модально-неспецифические нарушения внимания.
Они распространяются на любые
формы и уровни внимания. Подобного рода нарушения характерны для поражения неспецифических
срединных структур мозга — верхних отделов ствола мозга и части ретикулярной формации,
проникающей в средний мозг и поддерживающей уровень общего бодрствования или наиболее
генерализованное состояние внимания. Для реализации его избирательных, селективных форм
необходимо участие высоко расположенных образований головного мозга — таламуса, лимбических
образований и лобной области больших полушарий. Исследования, проведенные на нейронном уровне,
показали, что в лимбической области — гиппокампе, миндалине и связанных с ними аппаратах
хвостатого ядра — значительное место занимают нейроны, проводящие как бы компарацию (сличение)
старых и новых раздражителей, что обеспечивает реакцию на новые сигналы или их свойства и гашение
реакций на уже привычные раздражители. Кроме того, по данным оценки локального кровотока,
независимо от характера решаемой задачи, сосредоточенность на ней обусловливает активацию средней
части префронтальной коры. Это так называемая «передняя система внимания». Вовлечение других
участков больших полушарий обусловливается спецификой стимуляции и характером обработки
актуальной информации. «Задняя система внимания» включает широко реализуемый исполнительный
механизм пространственной селекции зрительных стимулов.
Поэтому при известной общности проявлений, модально-неспецифические нарушения
обнаруживают некоторые различия в зависимости от уровня поражения. Продолговатый и средний мозг
Hosted by uCoz