Navigation bar
  Print document Start Previous page
 217 of 541 
Next page End  

использованию помощи старшего.
Своеобразным вариантом недоразвития психических функций, который может возникнуть в
результате наследственного дизонтогенеза или раннего очагового поражения мозга (речевых,
премоторных и других зон), является психический инфантилизм.
Он характеризуется сочетанием
эмоционально-волевой, личностной незрелости при практически нормальном интеллекте. В
психологическом портрете таких детей и подростков встречаются не соответствующая возрасту
повышенная внушаемость, игровая направленность и стремление к получению удовольствий как
основной мотивации поведения, беспечность и безответственность.
Кроме относительно очерченных синдромов задержек и недоразвития психических функций,
интеллекта, мышления и личности, среди детей значительно распространены легкие проявления
недостаточности тех или иных компонентов психики, психомоторики и нейровегетативной регуляции.
Эти расстройства, описанные под разными названиями дифференцированных и недифференцированных
синдромов, в наиболее обобщенном виде известны под названием «минимальная мозговая дисфункция».
В этой категории описываются разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами
воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего
интеллектом. К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: нарушения внимания и
работоспособности; недостаточность пространственных представлений; ориентировки во времени;
затруднения в обучении письму, счету, рисованию; нарушения речи; моторную неуклюжесть; гипер- и
гипоактивность; слабую память; энурез (ночное недержание мочи); агрессивность; импульсивность;
нарушения сна; раскачивания во сне; эмоциональную неустойчивость и др.
Нарушения эмоций при поражениях мозга
Точное научное описание эмоционального состояния отсутствует. С феноменологической точки
зрения эмоция всегда окрашивает некоторое отражаемое содержание, то есть имеет предметную
отнесенность. С другой стороны, эмоция — это и психофизиологический механизм, при помощи
которого через «психический» уровень отражения действительности под влиянием внешних
воздействий изменяется внутренняя среда организма (сосудистый тонус, эндокринные реакции, обмен
веществ). Но основная функция эмоций — это оценка, поэтому в ее структуре всегда присутствуют два
компонента — отраженное содержание объекта и субъективное отношение к нему.
В эмоциях различают эмоциональный фон (или эмоциональное состояние) и эмоциональное
реагирование, которые подчиняются различным закономерностям, поскольку первый связан с
личностными характеристиками, а второе носит ситуативный характер. Среди параметров, подлежащих
учету при оценке эмоций, рассматривают знак, интенсивность, длительность, реактивность,
качественные характеристики и связь с потребностями, степень осознания и степень произвольности
контроля.
Изменения эмоционального состояния у человека приводят к изменениям выражения лица
(мимики), появляются опосредованная жестикуляция (пантомимика), возникают специфические
оттенки интонаций и тембра голоса. Подобные изменения можно найти и в доречевом периоде жизни
ребенка, но с возрастом меняется и стиль предъявления эмоций. По мнению ряда авторов, до 90%
эмоционального общения происходит на неречевом уровне. Выражения чувств, выступающие в тех или
иных внешних проявлениях, принято называть экспрессией. Овладение ею состоит из двух
взаимодополняющих процессов — умением опознавать оттенки экспрессии и умением пользоваться
ими для информирования о собственных переживаниях.
Эмоции имеют сложную мозговую организацию. В настоящее время существует несколько
методов, при помощи которых решается вопрос о неврологическом субстрате эмоций: 1) метод
разрушения отдельных структур мозга животных и изучение последствий травм мозга человека; 2)
метод электрического
или фармакологического раздражения отдельных образований головного мозга;
3) метод самораздражения животных. Прямое раздражение мозга человека способно вызвать только
четыре примитивных, но, по-видимому, базисных эмоциональных состояния: гнев, страх, удовольствие
и чувство дискомфорта. До приобретения ребенком собственного индивидуального опыта они могут
быть активированы по механизму врожденного безусловного рефлекса.
Существенный теоретический вклад в нейропсихологическую теорию эмоций был сделан
американским нейроанатомом Пейпесом, который в своем исследовании показал, что структурно и
функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, мамиллярные тела,
поясная извилина и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют «эмоциональные
процессы». Этот круг, получивший в дальнейшем название «круга Пейпеса», по-видимому,
Hosted by uCoz