Navigation bar
  Print document Start Previous page
 222 of 541 
Next page End  

отношения, развивающиеся во времени и приводящие в итоге к тому или иному типу функциональных
взаимозависимостей, которые наблюдаются у конкретного взрослого человека. Вершиной психической
проекции межполушарной асимметрии на ВПФ является тип личности, в котором одновременно
реализуются и горизонтальные (право-левые, передне-задние) и вертикальные (корково-подкорковые)
взаимодействия.
Эти исследования дают все основания для постановки вопроса о значении структурных различий
правого и левого полушарий в феноменологии функциональной асимметрии. Среди эволюционно
развившихся структурных асимметрий самого мозга наиболее заметно увеличение размеров борозд и
площади коры в левом полушарии. В частности, было обнаружено, что длина и ориентация сильвиевой
борозды на правом и левом полушарии неодинаковы, а ее задняя часть, входящая в зону Вернике,
существенно больше на левой стороне. Клеточная организация этой области, весьма характерной
именно для человека, различается справа и слева не только у взрослых людей, но и у человеческого
плода. Протяженность этой области в левом полушарии взрослого человека в семь раз больше, чем в
правом, причем у плода наблюдается ее преимущественное развитие также с левой стороны. Данные,
полученные в пре- и постнатальном онтогенезе, позволяют поставить вопрос о соотношении
приобретенных и врожденных лингвистических способностей человека на структурной основе.
Полушария отличаются также по уровню кровотока, биохимическим показателям, по чувствительности
к действию фармакологических препаратов. Левое полушарие у детей значительно в большей степени
заинтересовано в специализации очага поражения. Правое полушарие в этом отношении менее
дифференцировано.
Основная идея сегодняшнего дня — признание важности обоих полушарий, каждое из них
является ведущим (доминантным) в функциях по обеспечению определенных психических процессов. С
1981 г. стал широко употребляться термин «функциональная специализация полушарий мозга».
Межполушарная асимметрия. Развитие представлений о функциональной асимметрии мозга
человека в истории нейропсихологии связано с именем французского провинциального врача Дакса,
который в 1836 г., выступая в медицинском обществе, привел наблюдения 40 больных с повреждениями
мозга, сопровождавшимися снижением или потерей речи. Они вызывались только дефектами со
стороны левого полушария. Значение этих наблюдений не было оценено по достоинству, и лишь почти
30 лет спустя интерес к ним был вновь инициирован исследованиями хирурга Брока, который в 1861 г.
представил мозг умершего больного, страдавшего расстройством речи, также вызванным повреждением
левого полушария. Это явилось серьезным аргументом в пользу того, что даже ВПФ в
морфологическом пространстве мозга могут обусловливаться различной локализацией. Известный
английский невролог Джексон так писал по этому поводу: «Два полушария не могут быть простыми
копиями, если повреждения лишь одного из них приводят к потере речи». Позднее было показано, что
наиболее дифференцированные формы поведения также связаны с левым полушарием. Концепция
доминантности полушарий, согласно которой при решении всех гностических и интеллектуальных
задач ведущим у правшей является левое полушарие, а правое оказывается относительно пассивным,
существовало почти столетие. Постепенно накапливались сведения, что представление о правом
полушарии, как второстепенном или зависимом, научно несостоятельны. После того, как для лечения
больных эпилепсией с 1962 г. Сперри и др. начали осуществлять операции комиссуротомии (перерезку
мозолистого тела). В результате исследований потерь от несогласованной работы половин мозга стало
ясно, что правое полушарие обладает «собственными» высшими гностическими функциями.
Иллюстрацией исключения из совместной работы мозга правого полушария стал появлявшийся в
результате комиссуротомии синдром расщепленного мозга,
включавший следующие симптомы:
нарушение координации движений, в которых участвуют две конечности; игнорирование левой
половины тела и половины зрительного поля; невозможность прочесть слова или назвать предметы,
предъявляемые в правое полушарие (или одному правому глазу) —
аномия;
нарушение письма и
конструктивной деятельности одной рукой, при которых письмо может осуществляться только правой,
а рисование только левой рукой —
дископия-дисграфия.
При поражении мозолистого тела в детстве
синдром расщепленного мозга не возникает, что объясняется морфологической и функциональной
незрелостью структур, объединяющих левое и правое полушарие. Помимо исследований эффектов
расщепленного мозга в клинической нейропсихологии для оценки неравноценности работы полушарий
используют: наркоз одного из полушарий путем введения снотворного в соответствующую сонную
артерию (проба Вада); угнетение одного из полушарий с помощью унилатерального применения
электрического тока (с терапевтической целью вызывающего судорожный припадок); запись биотоков
мозга (ЭЭГ); запись кровотока в полушариях, регионально увеличивающегося при усилении активности
Hosted by uCoz