Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 541 
Next page End  

какого-либо участка мозга; функциональные пробы, оценивающие асимметрию в работе рук,
анализаторных систем; клинические данные, полученные при анализе очаговой патологии; результаты
нейропсихологического тестирования больных с односторонней нейромозговой патологией. Среди
большого числа работ, посвященных проблемам межполушарной асимметрии, прослеживается два
уровня анализа представляемых данных. В одной части случаев предметом исследования становятся
собственно мозговые механизмы, предопределяющие те или иные асимметрии, а в другой части —
рассматриваются хорошо идентифицируемые результаты и феномены этой асимметрии.
Сенсорные асимметрии. Зрение. Для зрительного анализатора асимметрия фиксируется
приблизительно в 90% случаев. Преобладание правого глаза (по установлению оси зрения) встречается
у 60% обследованных. Ведущим глазом цвет воспринимается сразу, а неведущим — с увеличенным
латентным периодом. Прицеливание лучше обеспечивает правый глаз, у него же шире поле зрения. В
связи с асимметрией зрения отмечаются так называемые эффекты живописи: восприятие диагонали как
подъема или спуска в зависимости от угла картины, из которого она начинается, различия в
субъективной оценке тяжести объекта (больше при локализации в правом верхнем углу). Эти феномены
в целом объясняются различным субъективным значением полей зрения.
Слух. Острота слуха выше у левого уха, а более полноценное воспроизведение вербального
материала и более точная пространственная локализация источника звука регистрируются справа. Это
явление было названо эффектом правого уха.
Он объясняется различиями в дистанции прохождения
звукового сигнала, вначале направляющегося в контралатеральное полушарие с учетом левостороннего
доминирования корковых полей, обрабатывающих фонематический ряд речи. В онтогенезе различие
восприятия вербального материала правым и левым ухом выявляется у детей с 4-летнего возраста,
причем раньше у девочек, чем у мальчиков. Особенно этот феномен выражен между 5 и 12 годами и
зависим от интенсивности речевой стимуляции в раннем детстве. Есть многочисленные указания на
слабую выраженность асимметрии слуха у леворуких.
Осязание. В отличие от бинокулярного и бинаурального восприятия, создание бигаптического
(двуручного) единого образа затруднено. Испытуемые говорят о борьбе двух одновременно
создающихся образов от правой и левой сторон ощупываемой фигуры, как бы раздваивании и распаде
целостного представления на две плохо совместимые части. При ощупывании двумя руками 80%
испытуемых отмечают субъективную трудность для левой руки. Правая рука характеризуется более
высокой различительной чувствительностью в познании предметно-пространственных свойств
ощупываемых объектов,
но время опознания одной рукой лучше для левой. На левой руке болевая,
вибрационная и температурная чувствительность выше. На правой лучше кинестетическая. Здоровые
дети 10-11 лет правой рукой лучше распознают буквы, а левой
— фигуры, глухие от рождения —
наоборот.
Обоняние. Левая сторона носа более чувствительна к запахам приблизительно у 70% взрослых, а
у детей половины носа примерно равны (возможно, это связано с возрастным искривлением носовой
перегородки).
Вкус. Слева на языке чувствительность острее.
Функциональные асимметрии в обработке информации. ЭЭГ-исследования показали, что при
интеллектуальной деятельности (чтении, решении арифметических задач) усиливается асимметрия за
счет большей депрессии альфа-ритма в левом полушарии, что свидетельствует о его большей
активности. Если деятельность носит преимущественно наглядно-образный (визуально-
пространственный) характер, то альфа-депрессия наблюдается больше справа, а при вербальных
задачах — левосторонне. В принципе любые виды активности усиливают межполушарную
асимметрию. Получены данные в пользу различных принципов и стратегий обработки информации
двумя полушариями. В частности, для зрительного анализатора левое полушарие реализует
классификационно-дискриминантный метод функционирования — вырабатывает решающие правила,
позволяющие относить изображение к тому или иному ожидаемому классу. Именно классификация
образов в левом полушарии, давая более обобщенное и символьно-знаковое отражение объектов
окружающего мира, создает базис формирования понятийной речи как высшей формы абстрагирования.
Левое полушарие играет ведущую роль в задачах, которые связаны с опознанием хорошо знакомых
изображений, к какому бы классу эти стимулы ни принадлежали (слова, буквы, простые геометрические
фигуры, знакомые лица). Высокая степень знакомства ребенка с предъявляемыми стимулами,
возникающая в ходе обучения, является необходимым условием для формирования в левом полушарии
той системы значимых признаков, которая позволяет ему выйти на качественно новый уровень решения
задач. Правое полушарие реализует структурный метод — описывает иерархически организованные в
Hosted by uCoz