Navigation bar
  Print document Start Previous page
 231 of 541 
Next page End  

— психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс (F60-F69) — складывается из
эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня
притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа, нарушений прогнозирования и
опоры на прошлый опыт (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и
обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции) (F43);
— органические (экзо- и эндогенный) (F00-F09) симптомокомплексы — складываются из
симптомов снижения интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти,
внимания, операциональной стороны мышления; неустойчивости эмоций; снижения критических
способностей (в клинике этому соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга —
церебральный атеросклероз (I67.2); последствия черепно-мозговых травм (F06); токсикомании (F13-
F19) и другие болезни, а также «эндогенно-органические» расстройства типа истинной эпилепсии
(G40), первичных атрофических процессов в головном мозге (G31);
— олигофренический симптомокомплекс (F70-F79) — складывается из неспособности к
обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний,
примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.
Следует также указать симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для
реактивных психозов (F23).
Патопсихологический синдром играет существенную роль в качестве звена в нозологической и
функциональной диагностике.
Патопсихология является психологической наукой, и поэтому ее проблематику, перспективы и
достижения нельзя рассматривать в отрыве от развития и состояния общей психологии,
психологического знания в целом.
Особенности и задачи патопсихологического исследования. Патопсихологический
эксперимент представляет собой тип психологического эксперимента, заключающийся в искусственном
создании условий, выявляющих патологические особенности психической деятельности человека. Для
него характерен учет психических процессов в строго определенных условиях и возможность заранее
планируемых изменений.
Зейгарник приравнивает патопсихологический эксперимент к широко используемым в
соматической медицине функциональным пробам, с помощью которых врачи обычно определяют
состояние функций отдельных органов и систем. Роль специфической «нагрузки» принадлежит
экспериментальным заданиям, выполнение которых требует актуализации умственных операций. Таким
образом психическая деятельность больного исследуется в связи с ситуацией эксперимента.
Основное отличие от экспериментально-психологического исследования психически здоровых
лиц заключается в технике проведения эксперимента, его продолжительности, необходимости учета
отношения обследуемого к ситуации эксперимента. В ряде случаев, учитывая особенности поведения
больного, экспериментатор может существенно изменять свою тактику, вводить дополнительные
методики и т. п.
В качестве основного принципа любого психологического эксперимента указывают
необходимость проверки наличия связи между независимой переменной (фактор, изменяемый
экспериментатором) и зависимой переменной. При этом возможны: спровоцированный классический
эксперимент, при котором экспериментатор воздействует на независимую переменную и фиксирует
полученные результаты, и эксперимент, при котором изменения происходят вне связи с деятельностью
экспериментатора (например, наблюдение за нарушениями психической деятельности при повреждении
мозга или психических заболеваниях). Этот вид эксперимента позволяет наблюдать серьезные, а иногда
и необратимые изменения независимой переменной.
В большинстве случаев — это одновременно спровоцированный эксперимент и эксперимент, на
который ссылаются. Наличие того и другого элементов объясняет сложную взаимосвязь множества
факторов, которые должен учитывать патопсихолог при обобщении материалов исследования. С. Я.
Рубинштейн видит три способа видоизменения условий, влияющих на психическое состояние
обследуемого и уменьшающих или увеличивающих присущие больному психологические изменения: 1)
изменение ситуации, в которую на время опыта помещается больной; 2) наиболее часто применяемый
— варьирование деятельности больного; 3) изменение состояния психических процессов у больного
введением определенных фармакологических препаратов. Следует иметь в виду подобное разделение
способов воздействия на психическую деятельность больного в патопсихологическом эксперименте.
Патопсихолог должен учитывать отношение обследуемого к ситуации исследования при планировании
и проведении его с учетом определенной цели опыта, экспериментальных заданий и постоянно
Hosted by uCoz