Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 541 
Next page End  

Чаще всего имеют дело с двумя вопросами: о причинах неуспеваемости и отставания
психического развития (F84.9) — о его степени и структуре, с одной стороны, и о трудностях поведения
у нормально развивающихся детей и подростков, — с другой стороны. При этом необходимо
учитывать, что отставание в психическом развитии может быть связано как с наличием олигофрении
(F70-F79), так и с другими причинами: педагогической запущенностью (F84.9), последствиями
длительной астенизации, прогредиентными психическими заболеваниями. Исходя из данных
возрастной психологии о развитии высших психических функций у нормального ребенка, патопсихолог
может квалифицированно оценить не только степень и характер задержки умственного развития, но,
исследуя различные стороны психической деятельности, сделать вывод о потенциальных возможностях
отстающего ребенка. Отсюда следует заключение о соответствии этих возможностей требованиям
массовой школы, целесообразности обучения в санаторной школе или необходимости направления
ребенка во вспомогательную школу или специализированное учреждение. Такое исследование может
также помочь обнаружить лежащее в основе задержки умственного развития (F84.9) процессуальное,
психическое заболевание, требующее лечебного вмешательства.
Исследование личности, социальной среды и социальных позиций больного в целях получения
данных для функционального диагноза. Получение данных для функционального диагноза, играющего
существенную роль в практике врачебно-трудовой экспертизы и служащего основой работы по
реабилитации больных, составляет отдельную группу диагностических задач, требующих деятельного
участия патопсихолога и придающих психологическому
обследованию специфическую
направленность. Функциональный диагноз, представляющий синтез клинической и психологической
оценки больного в реальных условиях жизни и деятельности, выражает динамическую характеристику
состояния индивида и его связи с социальной средой и отражает степень, способ и основные тенденции
компенсации нервно-психических расстройств (Воловик, Вид, Коцюбинский). Наряду с
нозологическим, синдромным диагнозами и диагнозом течения, определяющими долговременный
прогноз и стратегию лечения, функциональный диагноз является составной частью клинического
диагноза и служит для обоснования системы реабилитационных мероприятий. В структуре
функционального диагноза выделяют три аспекта: клинико-психопатологический (уровень или стадия
проявления заболевания, структура дефекта и функциональная оценка психопатологического состояния
с точки зрения возможностей его компенсации и влияния на социальную адаптацию больного),
психологический (характеризует личность пациента и значимые для его социальной и
профессиональной адаптации отношения) и социальный (отражает реальную жизненную ситуацию и
характер включенности в нее больного с учетом его преморбидного опыта). Психологический
эксперимент строится по принципу моделирования определенной предметной деятельности. При
установлении функционального диагноза врач ориентируется на выявление прежде всего тех
особенностей психики больного, психических процессов и свойств личности, которые имеют особое
значение для социальной и профессиональной адаптации больных. При этом оказывается важным
установление не только пораженных, но и сохранных функций и определение возможностей и способов
компенсации в различных видах деятельности. Оценивая под таким углом зрения структуру и степень
нервно-психических расстройств, патопсихолог способствует формулированию всех трех аспектов
функционального диагноза. В определении психологического и социального аспектов патопсихологу
должна принадлежать ведущая роль.
Оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности лечения. Применение
психологических методов для оценки динамики нервно-психических нарушений может оказаться
полезным при отсутствии четких клинических критериев (малосимптомные варианты заболевания,
диссимуляция болезненных переживаний), при необходимости более глубокого суждения о динамике
отдельных психических процессов и состояний в связи с задачами установления функционального
диагноза, а также для прицельной оценки фармакодинамических эффектов или эффективности лечебно-
восстановительных приемов. Частным примером может служить обнаружение плацебо-эффекта и
определение степени его выраженности. Выявление некоторых свойств личности пациента (высокая
степень внушаемости и психологической зависимости, особенности интеллектуального склада,
установка на определенный вид лечения) в соответствующих случаях позволяет предсказать
возможность возникновения плацебо-эффекта. Другая сфера применения психологических методов для
выявления динамики нарушений касается установления изменений в системе отношений и в
социальной позиции больного в связи с осуществляемой психокоррекционной работой. В некоторых
случаях перемены такого рода, имеющие принципиальное значение для оценки основных тенденций
болезни, обнаруживаются с достаточной определенностью лишь психологическими методами, порой в
Hosted by uCoz