Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 541 
Next page End  

противоречии с актуальными жалобами больного и его представлением о своем состоянии. Во всех
случаях определение динамики состояния больного с помощью психологических методов требует
сопоставления данных, полученных при повторном использовании сходных по сложности, характеру и
специальной направленности методов, которые по содержанию и форме предъявления должны по
возможности отличаться, чтобы уменьшить (если не исключить) искажения, вызванные приобретением
навыков выполнения заданий.
Следует остановиться еще на одном аспекте применения психологических методов для оценки
эффективности терапии — исследовании отношения больного к лечению и реабилитационным
мероприятиям в целом, и, в частности, к тому или иному конкретному лекарству. Эта проблема
особенно актуальна в тех случаях, когда больной открыто не высказывает своего отношения к
медикаментозной терапии и психосоциальным воздействиям, и оно для врача неясно. Получение таких
сведений необходимо при выписке больного с назначением поддерживающей терапии в амбулаторных
условиях. Информация, предоставленная психологом, может помочь лечащему врачу определить
наиболее адекватную тактику.
Участие в экспертной работе. Психологическое обследование является важным элементом
экспертиз (врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической, судебно-психиатрической), а
в судебной практике может выступать в качестве самостоятельного вида доказательств. В зависимости
от вида экспертизы и содержания поставленных перед экспертом вопросов психологическое
обследование подчиняется тем или иным специальным задачам.
Участие патопсихолога в реабилитации больных и в психокоррекционной работе. При
реабилитации больных фармакобиологические средства, психосоциальные методы лечения и
мероприятия направлены на социальное окружение и оптимизацию внешних условий адаптации. Они
фокусируются на предотвращении или снижении стойких последствий заболевания и на
восстановлении или укреплении личного и социального статуса больных, требуют участия
патопсихолога и предоставляют возможности для реализации профессиональных знаний и навыков.
Важной формой организации этой деятельности являются бригадные формы работы, в которых
руководящая роль врача осуществляется при равноправном участии различных других
специалистов.
Врач и патопсихолог, сотрудничая в бригаде с социальными работниками, специалистами по трудовой
терапии и терапии занятостью, по лечебной физкультуре и др., привносят в работу не только разные
элементы, но и рассматривают однородные явления под различным углом зрения, взаимно дополняя
друг друга.
При этом врач отражает, с учетом данных психологического исследования, клинический аспект
рассмотрения больного и клинико-патогенетические обоснования лечебно-восстановительной
программы, в то время как психолог больше сосредоточен на личностном (и межличностном) подходе к
больным и к отношениям в терапевтическом коллективе. Выполняя самостоятельные функции,
патопсихолог должен обеспечивать соответствующей информацией других членов бригады, оценивать
со своих профессиональных позиций поступающую от них информацию и использовать ее для
повышения эффективности согласованной работы.
Задачи патопсихолога в работе по реабилитации психически больных (Кабанов) в основном
можно свести к следующему.
1. Изучение личности больного, структуры нарушений и механизмов их компенсации,
социальных позиций и ролевого поведения больного в различных группах, получение данных для
функционального диагноза и динамическая коррекция с учетом задач и результатов восстановительного
лечения.
2. Социально-психологическое исследование общения больных, взаимоотношений в семьях и в
лечебных группах, их динамики в процессе психопедагогической и социотерапевтической работы.
3. Исследование терапевтического коллектива, взаимоотношений больных и медицинских
работников и разработка рекомендаций по оптимизации терапевтической среды.
4. Оценка психологических факторов внетерапевтического социального окружения,
оказывающих влияние как на формы организации терапевтической среды в медицинских учреждениях,
так и на способы и возможности реабилитации лиц, перенесших психические и другие заболевания, и
совместное с врачом проведение мер, способствующих изменению влияний среды в нужном
направлении.
5. Непосредственное участие в проведении лечебно-приспособительной, психотерапевтической и
психокоррекционной работы.
Методы патопсихологического исследования в клинике. Диагностическое исследование состоит
Hosted by uCoz