Navigation bar
  Print document Start Previous page
 235 of 541 
Next page End  

в том, что больному предъявляются задание или ряд заданий, специально подобранных и имеющих
прицельную направленность, а процесс и результаты их выполнения, рассматриваемые с учетом
отношения испытуемого к исследованию, его реакций, комментариев, словесного отчета и т. п.,
используются для заключения о тех или иных характеристиках его психической деятельности.
Такое исследование служит инструментом более тонкого психопатологического анализа,
способствующего обнаружению нарушений или уточнению их структуры. Оно позволяет также
получить диагностически значимую информацию за счет экспериментальных данных, лежащих вне
плоскости психопатологического анализа.
Наконец, оно должно дать представление о ненарушенных сторонах психической деятельности,
свойствах личности и системе ее отношений.
Применяемые для этого методы можно разделить на стандартизированные и
нестандартизированные.
Нестандартизированные методы не унифицированы, отличаются «прицельностью»,
направленностью на определенные виды психической патологии и программируются индивидуально
для конкретного испытуемого. Эти методы создаются для изучения конкретных нарушений
психической деятельности и могут избирательно применяться для исследования тех или иных
особенностей психических процессов в соответствии с поставленной диагностической задачей. Так,
метод «формирования искусственных понятий» (Выготский) используется, например, для выявления
отличительных особенностей понятийного мышления при различных психических заболеваниях,
прежде всего при шизофрении (F20-F29) и некоторых органических поражениях головного мозга (F00-
F09). Метод «классификации предметов» Гольдштейна широко применяется для анализа различных
нарушений процессов отвлечения и обобщения. В настоящее время клиническая психология
располагает большим количеством таких методов, с достаточной полнотой описанных в
соответствующих пособиях и руководствах.
В нестандартизированном варианте применяются многие методы исследования познавательных
процессов (мышления, восприятия, памяти). В частности, для исследования нарушений мышления
пользуются методами: «классификация», «предметные картинки», «исключение предметов»,
«исключение понятий», наборами пословиц и др. Расстройства внимания и памяти исследуют с
помощью корректурной пробы Анфимова-Бурдона, черно-красных цифровых таблиц Шульте-Горбова.
Методы Крепелина, Эббингауза, набора слогов и слов применяют для исследования кратковременной
памяти. Нестандартизированными также являются методы «незаконченных предложений», «попарных
профилей», тематический апперцепционный тест (ТАТ) и другие для исследования личности.
Основным при таком подходе является принцип моделирования определенных ситуаций, в
которых проявляются те или иные виды психической деятельности больного. Заключение
патопсихолога строится не только и не столько на оценке конечного результата (эффекта) деятельности
больного, сколько на содержательном анализе способов деятельности, особенностей самого процесса
выполнения заданий. Это позволяет реализовать важный
принцип психологического исследования:
одновременное выявление и сопоставление нарушенных и сохранных сторон психической
деятельности. При этом должны учитываться как поиски решения самим больным, так и его
способность воспользоваться помощью экспериментатора. Задание предъявляется больному для
выполнения в регламентированном или свободном режиме и при неопределенности результатов может
тут же уточняться путем его видоизменения или введения дополнительных заданий. При таком
исследовании ведущим является качественный анализ психической деятельности, основанный прежде
всего на личном опыте патопсихолога, к квалификации которого предъявляются тем самым высокие
требования. Совершенно необходима дифференциация подходов и форм предъявления заданий в
зависимости от состояния больного, его интеллектуального и культурного уровня и отношения к
исследованию.
В диагностической работе широко используют стандартизированные методы. О таких методах
можно говорить в тех случаях, когда группы соответствующим образом подобранных и
структурированных заданий предъявляют в одинаковой форме каждому испытуемому. Предоставляется
возможность сопоставления способа и уровня выполнения задания испытуемым и другими лицами.
Стандартизированные методы можно также определить как широко понимаемые тесты, причисляя к
ним так называемые интеллектуальные тесты и различные методы исследования личности.
Тот или иной набор стандартизированных методов психологического исследования, как и при
использовании нестандартизированных методов, подбирается для каждого испытуемого с учетом
поставленной диагностической задачи. Однако способ анализа результатов, полученных по каждому
Hosted by uCoz