Navigation bar
  Print document Start Previous page
 238 of 541 
Next page End  

выработке у него положительной мотивации работы с психологом.
2. Проведение патопсихологического исследования. Достоверность результатов в значительной
мере зависит от отношения к нему больного и во многом определяется умением психолога установить
контакт с больным, найти правильный тон в общении с ним. Лишь после того, как психолог убедится,
что необходимый контакт установлен, больной понял цель исследования, можно приступать к
проведению эксперимента. Инструкция должна быть четкой и мотивированной. В ходе исследования
следует наблюдать за поведением больного и учитывать его при интерпретации результатов.
Поведение во время эксперимента, даже то, как больной принимает задание или инструкцию,
может свидетельствовать об его адекватности, уровне активности, эмоционально-волевых ресурсах.
Особое внимание уделяется мотивации, смысловой значимости обследования для больного, его
отношению и поведению в процессе исследования.
Наблюдение за характером поведения, анализ высказываний исследуемого позволяют выделить
несколько видов отношений (Костерева):
1) активное — больные с интересом, желанием включаются в обследование, адекватно
реагируют на успех и неудачи, охотно интересуются результатами исследования;
2) настороженное — больные вовлекаются в процедуру обследования с оттенком неуверенности,
страха, иронии, подозрительности, которые в процессе работы нивелируются; наряду с аккуратностью и
исполнительностью отмечается диссоциация между субъективными переживаниями и внешним
выразительным компонентом поведения («задержанная форма реагирования»);
3) формально-ответственное — больные выполняют требуемые экспериментатором задания без
личной заинтересованности: эмоциональная реакция на качество выполняемого задания отсутствует,
результатами исследования не интересуются;
4) пассивное — требуется коррекция и стимуляция больных, отсутствует или отмечается
неустойчивая установка на обследование, необходима дополнительная поддержка, мотивация;
5) негативное, неадекватное — больные отказываются от обследования, выполняют задания
хаотично, не следуя инструкции.
Сообщение врача и психолога о необходимости исследования принимается больным в
соответствии с его личностными установками на болезнь. Рассмотрение не только актуализации
отношений к эксперименту, но и определяющих их по-разному мотивированных отношений позволяют
глубже понять целостную реакцию личности, ее отношение к себе и болезни. По словам С. Я.
Рубинштейн,
«чем сохраннее личность больного, тем отчетливей связь тех или иных жизненных
интересов с его позицией во время исследования».
Длительность непрерывного патопсихологического исследования не должна превышать 2 ч, а
при повышенной утомляемости больных, особенно пожилого и старческого возраста — 30-40 мин.
Обычно в целом психологическое обследование требует в среднем 3,5-4 ч. Поэтому его приходится
проводить в течение 2, а иногда 3-4 дней. При трудностях включения больного в исследование и при
повышенной истощаемости общее время обследования может быть сокращено за счет уменьшения
числа предъявляемых методов. Так, время исследования интеллектуальной деятельности с помощью
стандартизированного набора может быть сокращено вдвое за счет предъявления только четных или
нечетных заданий теста, результаты применения которых, как известно, высоко коррелируют между
собой. Еще большие возможности для сокращения времени исследования предоставляют
нестандартизированные методы.
Исследование должно проводиться в специально выделенном помещении, предпочтительно в
первой половине дня. Психолог должен стремиться к поддержанию у испытуемого равномерного
интереса к исследованию, обсуждать с ним его ход и общие результаты, давать необходимые
разъяснения. О ходе обследования, особенно если оно затягивается, следует информировать врача.
3. Обработка и анализ данных патопсихологического исследования. При использовании
большинства методов, как стандартизированных, так и нестандартизированных, вначале производят
количественную обработку данных: число и процент правильных и ошибочных ответов в определенные
промежутки времени при выполнении различных заданий, оценку написанных рассказов, выполненных
рисунков, расшифровку записей. Только после такой предварительной подготовки психолог может
приступить к качественному анализу результатов исследования, который предпринимается под углом
зрения поставленных вопросов. При этом может оказаться необходимым продолжить эксперимент,
изменить его последующий ход, включить дополнительные методы.
Количественная оценка данных, полученных стандартизированными методами, облегчается
заранее заданными способами выставления оценок за выполнение отдельных заданий, применением
Hosted by uCoz