Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 541 
Next page End  

специальных трафаретов для упрощения суммирования оценок при большом их числе, использованием
таблиц-матриц для графического представления полученных данных. Дальнейший анализ носит
преимущественно качественный характер. Следует при этом помнить, что количественные оценки,
полученные при использовании как стандартизированных, так и нестандартизированных методов,
являются вероятностными, то есть указывают лишь на большую вероятность наличия у больного
снижения, например, интеллекта или выраженной тревоги. При
окончательном заключении психолог
должен учитывать всю сумму разнообразных факторов, включая образование больного, его состояние
во время исследования, отношение к исследованию.
4. Описание результатов, заключение по психологическому исследованию, пределы компетенции
психолога. Заключение составляется по определенному плану, позволяющему последовательно
изложить результаты исследования. Удобно для написания заключения использовать специальный
бланк. Два его первых раздела — паспортную часть, содержащую краткие данные о больном и
клинический диагноз, и задачу исследования, сформулированную при направлении больного, например,
уточнение предполагаемого диагноза шизофрении (F20-F29), психопатии (F60-F69) или невроза (F40-
F48); определение степени и структуры психического снижения — заполняет врач. Изложение
основных результатов исследования начинается с описания поведения больного во время исследования
и его отношения к последнему.
Костеревой выделены три основные категории смысловой значимости обследования:
1) адекватная мотивация — больные считают важным данное исследование и расценивают его
как интеллектуальное испытание, обнаруживая познавательный интерес к выполняемым заданиям;
2) эготропная мотивация — интерес, проявляемый к обследованию, детерминируется
эгоцентрическими установками и мотивами самоутверждения («деловой интерес» к методам,
стремление обратить на себя внимание, заслужить похвалу, получить сочувствие);
3) нозотропная мотивация — поведение в психологическом обследовании определяется
проекцией болезненных переживаний и установок (заинтересованность в связи с проверкой концепции
болезни, самоанализом в связи с чувством измененности, негативизм при диссимуляционных
тенденциях, страх обнаружить свою несостоятельность).
Затем в сжатой форме приводят результаты, полученные конкретными психологическими
методами, причем выводы в каждом случае иллюстрируют конкретными примерами. Наряду с
качественным анализом выполнения больным различных заданий приводят и количественные
характеристики: число правильных и ошибочных решений, итоговые статистические оценки, типы
профилей, полученные при использовании стандартизированных методов. Описание полученных
данных должно быть подчинено ответу на основной вопрос, поставленный перед психологическим
исследованием. Другие данные приводят постольку, поскольку они содержат дополнительную
диагностически значимую информацию, полученную психологом и выходящую за рамки
первоначально поставленной задачи. В последнем разделе формируется заключение по
патопсихологическому исследованию. Оно должно содержать конкретный
ответ на поставленные
вопросы: особенности личности, наличие характерных изменений мотивационной сферы, нарушения
различных сторон мышления. Психолог констатирует, например, равномерное снижение внимания и
памяти, преимущественно кратковременной, лабильность волевого усилия, утомляемость. Однако,
приходя к заключению о наличии тех или иных расстройств познавательных процессов или личностно-
мотивационной сферы, характерных для отдельных заболеваний, психолог не вправе ставить диагноз,
который относится к компетенции лечащего врача, основывающегося на учете всего комплекса данных
изучения анамнеза, объективного статуса больного, динамики болезни и результатов лабораторных
исследований, включая данные психологического эксперимента.
Пределы компетенции психолога заметно расширяются при постановке функционального
диагноза. Если для дифференциальной диагностики он представляет лишь дополнительную
диагностическую информацию, то личностный и социальный аспекты функционального диагноза
формулируются им самим. Психолог играет также весомую роль и при определении клинико-
психопатологического аспекта функционального диагноза, поскольку этот аспект основывается во
многом на изучении структуры нервно-психических расстройств, в оценке которой значимое место
принадлежит патопсихологическому исследованию.
Расстройства психических процессов
Расстройства сенсорно-перцептивной сферы. Сенсорный образ содержит в себе информацию
Hosted by uCoz