Navigation bar
  Print document Start Previous page
 248 of 541 
Next page End  

Больной может после 2-3-го предъявления запомнить 6 слов, после 5-го предъявляет лишь 3 слова,
после 6-го — опять 6-8 слов. В этих случаях нельзя говорить о снижении памяти или ее нарушении.
Лабильный характер воспроизведения будет отражаться и на других психических процессах: внимании,
сенсомоторной активности. Это явление по существу является не нарушением памяти в узком смысле, а
показателем неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости.
Во многих работах особенности памяти у больных с различной патологией исследовались в
динамике болезни, под влиянием фармакологических и иных лечебно-восстановительных воздействий.
Очевидна ценность подобных исследований для изучения механизмов нарушения памяти и
прогнозирования эффективности лечения.
Нарушения мышления и интеллекта. Мышлением называется процесс отражения в сознании
человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. Мышление —
это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности.
Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Мыслительная
деятельность осуществляется с помощью ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения,
обобщения и классификации, абстракции и конкретизации. Основу процесса мышления составляют
понятия, суждения и умозаключения.
В строгом смысле слова разделение познавательных процессов на ощущение, восприятие,
память, мышление является условным. Уже в процессе ощущения и восприятия начинается выделение и
обобщение существенных признаков, необходимых для восприятия объектов, сопоставления их с
другими объектами. У взрослого человека и восприятие, и память пронизаны элементами мышления.
Осмысленное восприятие, смысловая память являются важными характеристиками любого процесса
восприятия и памяти. Тем не менее, в отличие от других психических процессов мышление есть прежде
всего процесс установления связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Для отечественной психологии существенно признание связи мышления с потребностями,
мотивами, отношениями, эмоциями (Выготский, Мясищев, Леонтьев, Зейгарник и др.). Известный
советский психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что «вопрос о мотивах... это по существу вопрос об
истоках, в которых берет свое начало тот или иной мыслительный процесс». Указанное своеобразие
мышления необходимо иметь в виду для лучшего понимания особенностей его нарушений при
различных заболеваниях.
Интеллект и мышление тесно связаны, но они не тождественны. Интеллект включает в себя
приобретенные знания, опыт, способность к их дальнейшему накоплению и использованию при
умственной деятельности. Мышление является активной функцией интеллекта. Мыслительные
операции анализа и синтеза, суждения, умозаключения являются самостоятельными категориями, но
осуществляются на основе интеллектуальных возможностей. Мышление — это интеллект в действии.
Отграничение интеллекта от мышления является необходимым в патологии. Хорошо известны
клинические наблюдения с временным расстройством мышления при сохранности интеллекта, и,
напротив, в случае снижения интеллекта может наблюдаться относительная сохранность
осуществления основных мыслительных операций.
При исследовании больных неврозами (F40-F48) и психастенией (F48.8) с помощью
стандартизованного набора Векслера и методики Выготского—Сахарова (Гильяшева) по выполнению
вербальных заданий особенно резко
различались больные истерией (F44) и психастенией. Это
относится прежде всего к заданию, требующему обобщения понятий и характеризующему уровень
абстракции и тип мышления («сходство»). Невербальные задания все больные неврозами, кроме
больных неврастенией (F48.0), выполняли значительно хуже, чем вербальные. Относительно общую
трудность для всех больных неврозами, особенно неврастенией, представляли задания
«арифметическое», «повторение цифр» и особенно «шифровка», требующие высокой концентрации
внимания, собранности, а «шифровка» — и значительной моторной активности. Трудным было также
задание «расположение картинок», социальное и личностно-значимое содержание которого могло
задевать переживания и конфликтные отношения больных, о чем свидетельствовал явно «проективный»
характер многих ответов, полученных по этому заданию.
Качественный и количественный анализ результатов по всей методике Векслера, отношение
больных к обследованию и поведение во время него позволили установить ряд интеллектуально-
личностных особенностей больных. При этом наибольший интерес для анализа представляли особенно
резко различающиеся группы истерии, неврастении и психастении.
Для больных психастенией характерен абстрактно-логический подход, продуктивный при
выполнении многих вербальных и малопродуктивный при выполнении невербальных (особенно
Hosted by uCoz