Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 541 
Next page End  

конкретных) заданий. Для них типичны затруднения в выборе решения и переходе к действию.
Пациентов с истерией отличает конкретно-образное, импульсивное и эгоцентрическое мышление, что
снижает их результаты в большинстве и вербальных, и невербальных заданий, вызывает трудности в
вербализации на абстрактно-логическом уровне. Больные неврастенией характеризуются достаточно
хорошим балансом абстрактно-логического и образно-действенного мышления и, хотя они выполняют
вербальные задания хуже больных психастенией, это компенсируется хорошим выполнением
невербальных заданий, так что итоговая оценка интеллекта по методике Векслера у этих групп больных
примерно одинакова.
Отмеченные особенности представляют, по существу, личностный аспект характеристики
мышления больных истерией, неврастенией и психастенией, определяемый специфическим типом
восприятия, переработки информации, способа реагирования и обусловливающий все проявления
личности, в том числе, структуру интеллекта. Последняя проявляется в характерном для каждой формы
невроза (F40-F48) «профиле» выполнения методики Векслера. Этот «профиль» отражает суммарное
действие многих факторов самого интеллекта и таких его предпосылок, как внимание и память, а также
типа личности и психологических изменений.
Рассмотрение особенностей интеллектуальной деятельности при выполнении отдельных заданий
больными с разными формами неврозов было дополнено исследованием их на уровне интегративных
оценок, полученных на
основе факторного анализа субтестовых и итоговых оценок. Первый фактор
положительно коррелировал со всеми субтестовыми оценками и особенно с итоговой полной оценкой
(+0,98), что дало основание интерпретировать его как общий фактор интеллекта. По его уровню
различались, с одной стороны, больные психастенией и неврастенией (более высокий уровень), с другой
— больные истерией (менее высокий уровень). Второй фактор биполярен: он положительно
коррелировал с невербальными заданиями по методике Векслера и отрицательно — с вербальными.
Биполярность второго фактора интеллекта несомненно представляет интерес в связи с существующим
противопоставлением различных типов индивидуальности, таких как «художественный» и
«мыслительный», «первосигнальный» и «второсигнальный», «практический» и «вербальный» и т. п. В
связи с этим особый интерес приобрело распределение по второму фактору исследованных групп
больных, особенно истерии (F44) и психастении (F48.8), представляющих собой яркие полярные типы
личности. По уровню биполярного фактора разделялись больные психастенией, у которых
биполярность вербальных и невербальных оценок, отражаемых этим фактором, выражена более резко, и
больные неврастенией (F48.0) и истерией, у которых эта биполярность выражена меньше.
Приведенные результаты исследования больных неврозами и психастенией позволили
интерпретировать второй фактор интеллекта как фактор, имеющий отношение не только к
индивидуальному типу интеллекта, но и личности в целом.
Значительный интерес представили также данные об особенностях выполнения больными
неврозами и психастенией методики Выготского — Сахарова. Было выявлено два способа решения
задачи классификации объектов — «практическое» и «понятийное». При практическом решении
испытуемый может правильно распределить фигуры по группам, соответствующим заданным
искусственным понятиям, но ни в процессе выполнения, ни после него не в состоянии дать адекватного
объяснения принципу, которым он руководствовался. При решении на понятийном уровне испытуемый
дает себе отчет в этом принципе, правильно его вербализует, отбирая фигуры, и уверенно формулирует
после выполнения задания.
Самую большую трудность выполнение методики Выготского — Сахарова на понятийном
уровне представило для больных истерией (F44), наименьшую — для больных неврастенией (F48.0),
больные психастенией (F48.8) заняли промежуточное положение. Особый интерес для понимания
характера мышления у больных неврозами и психастенией представляют затруднения в правильном
определении основания классификации после ее практически верного выполнения.
Заслуживают внимания ошибки выполнения задания по методике Выготского — Сахарова и
влияние эмоциональных переживаний при повторяющихся
неудачах на вербальную и невербальную
деятельность. Аффективная дезорганизация при неудачах, выражающаяся в ухудшении выполнения
задания, наблюдалась у большинства испытуемых, однако особенности этого ухудшения, качество
ошибок и мотивация отказа от выполнения задания оказались специфическими для больных с разными
формами неврозов и психастенией. Так для больных психастенией реакцией на ошибки являлась
«умственная жвачка» и трудность возвращения к практическому действию. Типичными были и ошибки:
чрезмерное усложнение принципа классификации, создание сложной системы гипотез аналитически-
абстрактного характера. Специфическими были поведенческие реакции, связанные с реально
Hosted by uCoz