Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 541 
Next page End  

переживаемой фрустрацией — попытки отказа от выполнения задания больные мотивировали своей
неспособностью, причину неудач склонны были объяснить своими личными особенностями, то есть их
реакция на фрустрацию носила так называемый интрапунитивный (самообвиняющий) характер.
Сопоставление результатов, полученных по методике Выготского—Сахарова, с данными
исследований по методике Векслера показало, что применительно к больным неврозами (F40-F48)
тестовые стандартизированные методы должны быть дополнены приемами, позволяющими выявлять
особенности реагирования больных на трудности и неудачи. Тем самым учитывается влияние
зафиксированного, характерного для разных форм неврозов типа реакции фрустрации на успешность и
протекание интеллектуальной деятельности в условиях, приближающихся к их реальным жизненным
ситуациям. Кроме того, методика Выготского — Сахарова, позволяя проследить за соотношением
действенного мышления в процессе выполнения одного задания, обнаруживает особые, специфические
для больных истерией формы невербального мышления, способные обеспечить им в известной степени
успешное приспособительное поведение.
Результаты экспериментально-психологического исследования больных неврозами, являющихся
яркой моделью для изучения взаимоотношений интеллекта и личности, могут иметь значение для
общей и дифференциальной психологии.
Как и при неврозах (F40-F48), нарушения мышления при психопатиях (F60-F69), реактивных
психозах (F23) становятся понятными лишь в контексте особенностей личности, установок, отношений
человека. Так, например, Гульдан при исследовании психопатов методиками «классификация» и
«исключение предметов» показал, что у значительной части испытуемых обнаруживались искажения
процесса обобщения и исключения. Выполняя методику, испытуемые пользовались не только
устойчивыми предметными значениями, но и признаками, связанными с эмоционально-
обусловленными предпочтениями. В группе истероидных психопатов (F60.4) эти искажения процесса
обобщения были особенно выраженными.
Для больных с реактивными психозами (F23) характерны полисистемность и кратковременность
расстройств мыслительной деятельности. На высоте заболевания отмечаются нарушения операционно-
процессуальной и личностно-мотивационной сторон мышления; после выхода из реактивного
состояния мыслительная деятельность чаще всего нормализуется. Характерными нарушениями для
больных с реактивными психозами являются резкая замедленность, ригидность и истощаемость
мыслительных процессов. Нарушения структурного единства мотивационной и операционной сторон
мышления убедительно выявляли при изучении отдельных вариантов реактивного психоза. Изменения
смыслообразующей функции мотива и обусловленные ими расстройства целенаправленности
мыслительной деятельности, приводящие к нарушению ее операционной сферы, были характерны
прежде всего для больных с депрессивно-параноидным синдромом. При астено-депрессивном синдроме
на первый план выступали нарушения побудительной функции мотива, что выражалось в динамических
расстройствах мышления, снижении его операционной стороны. У больных же с истеро-депрессивным
синдромом в условиях, когда ведущий смыслообразующий мотив просто замещался аффективной
установкой, а волевое усилие оказывалось значительно сниженным, наблюдался неустойчивый и
противоречивый характер мыслительной деятельности. Во всех этих случаях нарушения операционной
стороны мышления имели вторичную и гетерогенную природу. Восстановление мыслительной
деятельности в динамике заболевания, по данным Криворучко, также в основном определялось
личностно-мотивационным компонентом. Так, при истеро-депрессивном синдроме в условиях судебно-
психиатрической экспертизы отмечалось большое число аггравационно-установочных результатов,
больные демонстрировали свою умственную несостоятельность.
Патологии мышления у больных шизофренией (F20-F29) посвящены многочисленные
исследования. В работах Выготского, Биренбаум, Зейгарник и др. содержатся указания на нарушения
функции образования понятий, как существенную черту шизофренической психики, расстройства
соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической
деятельности. Причем, как отмечали Корсаков и Выготский, нарушения мышления на уровне понятий у
больных шизофренией не исключают относительной сохранности формально-логических
(алгоритмических) операций.
Особенности патологии мышления при шизофрении наиболее полно отражены в работах
Зейгарник, Полякова и их сотрудников.
Отсылая интересующихся к этим работам, рассмотрим лишь некоторые наиболее характерные
проявления нарушения мышления при шизофрении. Чаще всего рассматриваются разноплановость,
резонерство, соскальзывания, причудливость ассоциаций и др.
Hosted by uCoz