Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 541 
Next page End  

проводилось с помощью стандартизированного набора Векслера. При анализе полученных результатов
отмечено, что показатель успешности выполнения заданий методики в целом не обнаружил резких
отклонений от нормы. Не было выявлено значительной разницы между вербальной и невербальной
оценками.
Более четкие результаты удалось получить при качественном анализе ответов больных.
Отмечено правильное выполнение трудных заданий, но в то же время с легкими заданиями больные не
всегда справлялись. Нередко выполнение заданий сопровождалось пространными рассуждениями, в
которых больные были близки к правильному ответу, но достичь его не могли, затруднялись
в
выделении существенных признаков. У части больных выявляли аутизм, тенденцию включать вопросы
в структуру своих болезненных переживаний.
Специальному анализу были подвергнуты особенности интеллектуальной деятельности больных
с преобладанием апато-абулических и параноидных расстройств. Больные первой группы безразлично
относились к исследованию, задания выполняли с побуждением, неохотно, порой негативно, на ошибки
не реагировали, результатами не интересовались. Анализ профиля показал снижение интеллектуальной
деятельности при выполнении заданий. В субтесте «осведомленность» больные использовали старые
знания, давали правильные ответы на легкие вопросы, со сложными не справлялись. На вопросы,
связанные с экономической, политической и социальной жизнью, не отвечали. Это особенно
проявлялось в субтесте «понятливость», где требовалось понимание определенных социальных
явлений. Неспособность больных дать ответ на этот круг вопросов свидетельствовала о социальной
замкнутости, отгороженности от окружающих. При выполнении субтеста «понятливость» выявлялось
нарушение этических и социальных норм поведения. Наиболее употребительные пословицы больные
трактовали правильно, в случае предъявления сложных пословиц испытывали затруднения, объясняли
их неправильно. Например, пословицу: «Одна ласточка лета не делает» объясняли следующим образом:
«Ласточки летают стаями» или «У ласточки крылья и клюв красивые». В задании «сходство» больные
не выделяли главные существенные признаки, находили сходство предметов по маловероятным,
несущественным признакам. Так, на вопрос «В чем сходство собаки и льва?» отвечали: «Лев и собака
курносые». Субтесты «кубики Коса» и «сложение фигур» направлены на исследование
конструктивного мышления. Тем не менее с кубиками Коса, по содержанию являющимися
абстрактными, больные справлялись более успешно, и только с усложненными заданиями, для
выполнения которых необходимо было большее усилие, они не справлялись.
В субтесте «сложение фигур» больные выполняли лишь первую пробу — «сложение человечка».
С остальными не справлялись, допускали нелепые решения, по отдельным признакам не «охватывали»
фигуры целиком, складывали первые попавшиеся части фигуры, затем прикладывали остальные детали.
Целенаправленность действий отсутствовала, больные не выделяли существенных признаков фигуры,
информативная значимость всех частей фигуры для них была одинакова.
У больных шизофренией (F20-F29), отнесенных ко второй группе — с параноидными
расстройствами (F20.0), результаты отличались некоторыми особенностями. Они хорошо включались в
работу, некоторые по бредовым мотивам настороженно относились к исследованию, интереса к
заданиям не проявляли. Мышление больных с параноидным синдромом характеризовалось
неспособностью к выделению главных, существенных признаков, затруднениями в анализе. Решения
выносились по внешне случайным связям, порой нелепым, испытуемые не охватывали предмета или
вопроса целиком. При анализе «профиля» этой группы больных видно, что они неравномерно
выполняли задания, с одними справлялись успешно, с другими — значительно хуже. Интеллектуальный
уровень этих больных оказался также сниженным. Разница между вербальной и невербальной оценками
почти отсутствовала. Относительно успешнее больные справлялись с субтестом «осведомленность», и в
этом задании затруднения вызывали вопросы, отражающие общественно-политическую сторону жизни.
Из группы вербальных заданий самые низкие результаты оказались в субтесте «понятливость». В
ответах на вопросы нередко отражались бредовые переживания больных. Так, на вопрос «Как бы Вы
поступили, если бы нашли запечатанный конверт с адресом и маркой?» больной отвечал: «Не поднял
бы, вдруг что-нибудь опасное в письме».
Указывая недостающую часть изображения, больные часто вносят в ответы свои бредовые
переживания. Например, при рассматривании картинки, где изображен автомобиль, больные с бредом
преследования нередко спрашивают: «За кем собирается ехать эта машина?» С кубиками Коса
справляются довольно быстро, средняя оценка по этому заданию в пределах нормы. Трудность для них
представляет субтест «сложение фигур». В этом задании на основании отдельных признаков не могут
выделить целой фигуры, при составлении допускают нелепые решения, информативность
Hosted by uCoz