Navigation bar
  Print document Start Previous page
 254 of 541 
Next page End  

интеллектуальной деятельности с нарастающей психической истощаемостью, сниженной
сенсомоторной реактивностью. При «психоорганическом» синдроме (F07.9) они утрачивают
способность к высшим формам мыслительной деятельности.
Значительная часть литературы посвящена нарушениям интеллектуальной деятельности при
локальных поражениях головного мозга (Лурия, Хомская). Остановимся лишь на результатах
исследования лиц с поражением лобных долей (Шауре, Хомская). У этих больных отмечены изменения
интеллектуальной деятельности количественного (значительное увеличение времени выполнения
заданий и числа ошибок) и качественного характера. Часть из них связана с содержанием деятельности
и проявляется в нарушениях категориального аппарата, трудностях актуализации понятий и
оперирования ими; другой тип ошибок (персеверативные ответы, соскальзывание на привычные
ассоциации, забывание предыдущего результата, замена нужных ассоциаций случайными) обусловлен
нарушениями в системе произвольного интеллектуального внимания или произвольной регуляции
интеллектуальной деятельности.
Описаны типичные изменения мышления у больных, страдающих эпилепсией (G40).
Замедленность, тугоподвижность, вязкость мышления эпилептиков обусловлены изменением
подвижности нервных процессов, инертностью их психологической деятельности. Эти изменения
мышления хорошо видны в ассоциативном эксперименте (увеличение латентного периода, частые
эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов). Больные эпилепсией (G40)
склонны к чрезмерной обстоятельности, детализации; при экспериментально-психологических
исследованиях фиксируют внимание на несущественных деталях, суждения их носят конкретно-
ситуационный характер, не понимают условности, юмора, не в состоянии выявить существенные
свойства предметов, раскрыть смысловые связи между ними. В основе этих нарушений находится
снижение процесса обобщения. Особенности мышления больных эпилепсией проявляются в их речи.
Последняя характеризуется замедлением темпа, речевыми штампами, употреблением уменьшительных
слов.
Наиболее характерным в плане расстройств мышления при травматических поражениях
головного мозга (S06) является нарушение операционной стороны мышления при относительной
сохранности личностно-мотивационной сферы. Обращает на себя внимание прежде всего снижение
уровня обобщений.
В гериатрической практике экспериментально-психологическое исследование позволяет
дифференцировать разные типы деменций (F00-F03) с констатацией
в одних случаях снижения
интеллекта при сохранности «ядра» личности (лакунарная деменция), в других — нарушения памяти в
качестве основы слабоумия (амнестическая деменция) либо преобладания диффузных изменений
личности в сочетании с общим психическим снижением (псевдопаралитическая деменция). Нередко
возникает необходимость в дифференциации атеросклеротической деменции (F01) от болезни Пика
(F02.0) и Альцгеймера (F00). При первой отмечается общее снижение интеллекта с характерными
изменениями эмоциональности, при второй — своеобразные выпадения речи, нарушения праксиса и
гнозиса.
У больных, перенесших инфаркт миокарда (I21) (исследования проводились на 2-м месяце
болезни), отмечены нерезкие интеллектуальные затруднения, утомление при интеллектуальном
напряжении, снижение продуктивности, что требует врачебного контроля не только за физической
нагрузкой, но и умственным напряжением больных, целесообразность ее дозирования и постепенного
нарастания с учетом клинического состояния больных и результатов экспериментально-
психологического исследования.
Знание особенностей расстройств мышления при различных заболеваниях существенно для
целей диагностики, особенно на начальных стадиях болезни (например, неврозов (F40-F48) и
неврозоподобных форм шизофрении (F21.3), неврозов и органических заболеваний головного мозга
(F00-F09), последних и шизофрении (F20-F29)), а также должно учитываться при планировании
наиболее адекватных лечебно-восстановительных программ.
Нарушения внимания. Внимание в психологии рассматривается как направленность
психической деятельности, сознания человека на определенные предметы и явления. В отличие от
познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание в своих высших формах
выступает в качестве одной из функций произвольной регуляции психической деятельности человека
(Выготский, Ананьев).
Основными свойствами внимания являются объем, переключаемость, устойчивость,
концентрация и избирательность. Показатели внимания отдельного человека могут варьировать в
Hosted by uCoz