Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 541 
Next page End  

воспринималась как закономерная и вполне адекватная реакция на технизацию современной медицины,
чреватую опасностью «потери больного». К настоящему времени психосоматическая медицина
представлена сотнями монографий и тысячами других публикаций, в том числе в многочисленных
периодических изданиях.
Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а
термина «соматопсихический» — к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического
(телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии,
медицине.
Содержанием психосоматического подхода, по Стоквису, является привлечение
психологических данных для лучшего понимания физических симптомов и патофизиологических
процессов, для лучшего понимания и лечения психических расстройств. Нет необходимости, отмечает
он, в рамках общего психосоматического подхода разделять изучаемые явления на психосоматические
и соматопсихические, и видит в этом скорее игру слов. Заметим, что в 40—50-х гг. в нашей литературе
отдельные авторы избегали слова «психосоматический», рассматривая его не без оснований в
семантическом плане (с учетом истории упрочения этого понятия в литературе) как синоним слова
«психоаналитический», и предпочитали ему термин «соматопсихический», как более отражающий
позиции материалистической психологии и физиологии, с чем, конечно, нельзя согласиться.
Большей частью наблюдается двухсторонний, но единый характер психосоматических
соотношений со взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот; если рассматривать эти
отношения в динамике, то такой взаимный переход является просто закономерным.
В психосоматической литературе, наряду с психосоматическим подходом, в разное время
говорилось о психосоматической ориентации, точке зрения, движении, течении, исследовательском
направлении и т. д. Зарождение психосоматической медицины связывают с работами Фрейда, указывая,
что это направление (точнее доминирующие в нем концепции) начинается с истории болезни Анны О.,
в которой впервые было представлено возникновение физического симптома по механизму конверсии.
Хотя сам Фрейд никогда ни в одной из своих работ не использовал термина «психосоматическая
медицина» (цит. по Витковеру), в дальнейшем благодаря работам группы учеников и последователей
Фрейда в Америке — 30-40-е гг. — и европейских исследователей — послевоенные годы — понятие
психосоматической медицины получило широкое распространение, в частности, благодаря открытию
центров психосоматической медицины и изданию специальных журналов.
Условно в психосоматической медицине можно выделить несколько направлений:
психоаналитическое, антропологическое и др. Вместе с тем, иногда даже самые фанатичные
противники психоанализа пользуются в своих психосоматических высказываниях терминами и
выражениями, пришедшими из психоанализа. Более того, с их точки зрения, психосоматика имеет
смысл только как применение психоаналитических исследований к соматическим расстройствам.
Ошибочно недооценивать значение и других течений в психосоматике (например, поведенческого
направления) и подходить к этим проблемам слишком односторонне, то есть с одних лишь
психоаналитических позиций.
Ниже приводятся данные о нескольких основных (из многих существующих) направлениях
зарубежной и отечественной психосоматики, а также
краткое содержание ее актуальных проблем и
трудностей дальнейшего развития в рамках современной биопсихосоциальной парадигмы медицины.
Психоаналитическое направление. Хотя Фрейд в своих работах никогда не использовал
термин «психосоматическая медицина» и его личный вклад ограничен концепцией конверсионных
нарушений, то есть символического значения телесных изменений при конверсионной истерии (F44),
сама разработка психосоматической концепции, основанной на психоаналитическом подходе,
принадлежит его коллегам. Гроддек в дискуссиях с Фрейдом доказывал, что органические заболевания
в конечном счете имеют психологическую природу. Он полагал, что телесное заболевание связано с
Оно, с «силами, которые руководят нашей жизнью, пока мы думаем, что мы руководим ими». Ференци
разработал близкую этому взгляду концепцию «символического языка органов» и использовал
психоанализ как средство понимания болезни и метод ее лечения. Соматическая болезнь в его
интерпретации — это трансформация нереализованной сексуальной энергии в нарушение функций
вегетативных систем по механизму истерической конверсии в соответствии с фантастической
эротической символикой. Дойч разработал концепцию органных неврозов (F45.3), в которой важное
значение придает слабости органа, обусловленной предшествующим болезненным процессом. Эта
концепция близка к идее Адлера о миелодисплазии, или неполноценности органа как выражении его
конституциональной слабости. Один из пионеров психосоматического движения в США Джеллиффе не
Hosted by uCoz