Navigation bar
  Print document Start Previous page
 284 of 541 
Next page End  

сенситивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь,
распространяются и на другие возрастные периоды (Злотович).
К основным проявлениям асинхронии относят следующие.
1. Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие
инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития
(F84.9). Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически
длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в
результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления
словаря автономных слов.
2. Явления патологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до
1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме (F84.0).
3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций,
например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной
сферы при раннем детском аутизме.
Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций,
временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронного
развития.
Понятие «аномальный ребенок». К аномальным относятся дети, у которых физические или
психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные
аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных
возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие
аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет
целый ряд собственных закономерностей.
Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с
которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает
выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную
картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается
в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений,
возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная
недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного
мозга, — порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих
социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка
проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке,
негативизме, несформированности волевых качеств.
Отмечается также взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный
дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях
воздействуют на первичные факторы. Например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших
на этой основе речевых нарушений является
свидетельством обратного влияния вторичной
симптоматики на первичный дефект: ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его
сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной
речью, то есть в процессе преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, могут эффективно
использоваться возможности остаточного слуха. Важной закономерностью аномального развития
является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от
первопричины, — пишет Выготский, — тем он более поддается воспитательному лечебному
воздействию». «То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование,
принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически
устранено». Чем дальше разведены между собой причины (первичный дефект биологического
происхождения) и вторичный симптом (нарушения в развитии психических функций), тем больше
возможностей открывается для его коррекции и компенсации с помощью рациональной сиcтемы
обучения и воспитания. На развитие аномального ребенка оказывают влияние степень и качество
первичного дефекта, время его возникновения. Характер аномального развития детей с врожденным
или рано приобретенным умственным недоразвитием (F84.9) отличается от развития детей с
распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни.
Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции
нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохранных.
Hosted by uCoz