Navigation bar
  Print document Start Previous page
 286 of 541 
Next page End  

эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией — неблагоприятными уcловиями
воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних
этапах развития. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится
патохарактерологическое формирование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы
с наличием стойких аффективных изменений и вегетативных дисфункций, вызванная длительными
неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся
реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции (Ковалев, Личко).
Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.
Психическое недоразвитие. Умственно-отсталые дети. Среди форм умственной отсталости
олигофрения (F70-F79), или общее психическое недоразвитие (F84.9), встречается наиболее часто.
Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям
патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или
приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной
недостаточности. Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное
снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения
центральной нервной системы. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики,
всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной
нервной системы; такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и
эмоционально-волевая сфера.
Умственно отсталые меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в
познании. На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, вследствие чего
эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. При психическом
недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, в особенности, обобщенность восприятия, его
темп. Таким детям требуется значительно больше времени на запечатление нового материала.
Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении
главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей
между частями целого. Для умственно отсталых характерны также трудности в восприятии
пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже, чем
нормальные дети, умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность
представляет для них различение оттенков цвета. У умственно отсталых недостаточно сформированы
такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Отличительной
чертой мышления умственно отсталых является некритичность, неспособность самостоятельно оценить
свою работу. Как правило, они не различают своих неудач, всегда довольны своей
работой и собой.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых
имеют специфические особенности, поскольку также формируются в условиях аномального развития.
Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и
запоминаются с трудом. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание.
Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее
воспроизведении. Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный,
хаотичный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как
опосредствованная смысловая память малодоступна. У умственно отсталых детей отмечаются
трудности и в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность,
фрагментарность и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной
деятельности. Воображение у умственно отсталых отличается поверхностностью, фрагментарностью,
неточностью, схематичностью. Страдает и произвольное, и непроизвольное внимание, однако
преимущественно недоразвита его произвольная сторона, что связано с отсутствием волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей.
Умственная отсталость (F70-F79) проявляется не только в нарушении познавательной
деятельности, но и в расстройстве эмоциональной сферы. Чем более выражена умственная отсталость,
тем менее дифференцированы эмоции, менее нюансированы переживания, и тем в большей степени
эмоциональные переживания отличаются неустойчивостью, поверхностностью, кратковременностью и
случайностью.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются
причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых, характеризующейся
ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью
потребностей и мотивов, сниженной активностью всей деятельности в целом, трудностью
Hosted by uCoz