Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 541 
Next page End  

времени поражения. Чаще задержка психического развития по церебрально-органическому типу
связана с более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых систем уже
закончена. При стойких формах задержки психического развития церебрально-органического генеза,
помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности,
нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых
функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и
сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.
Следует отметить, что в отличие от умственно отсталых (F70-F79), дети с задержкой
психического развития (F84.9) характеризуются более высокой обучаемостью, лучше используют
помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. При
исследовании чтения, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые,
но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с
задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к
повторному чтению, в то время как у умственно отсталых нет желания понять, вследствие чего их
пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме обнаруживается
неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность, что, по мнению специалистов, может быть
связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Определенные трудности для детей
с задержкой психического развития представляет звуковой анализ. У умственно отсталых все эти
недостатки выражены грубее. Помощь детям с задержками психического развития более эффективна,
чем умственно отсталым.
Искаженное психическое развитие. Представлено в частности синдромом раннего детского
аутизма (F84.0), который отличается от всех аномалий развития наибольшей выраженностью как
клинической дисгармоничности, так и психологической структуры нарушений. Клинико-
психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной
Каннером, характеризуется следующими признаками:
1) аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его
социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к
различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем;
3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем
интеллектуального развития ребенка;
4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития, в большей степени
связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.
Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, «уходе» в свой
внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к родным и близким, так и
сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один. Обращает
на себя внимание эмоциональная холодность и безразличие к близким, часто с повышенной
ранимостью, чувствительностью к критике и малейшим замечаниям в свой адрес. Поскольку
человеческое лицо особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, аутичные дети избегают
взгляда, прямого зрительного контакта. Многие окружающие предметы, явления и некоторые люди
вызывают у них постоянное чувство страха. Отмечается своеобразие моторики и речи аутичных детей.
Уже начав ходить, они еще долго сохраняют неуклюжесть движений, испытывают трудности в
овладении бегом, прыжками. Одним из основных признаков раннего детского аутизма (F84.0) являются
характерные особенности речи. Нередко при большом словарном запасе дети не пользуются речью для
общения. Характерно неупотребление личных местоимений: аутичный ребенок говорит о себе во
втором или третьем лице. При недоразвитии коммуникативной функции речи может наблюдаться
повышенное стремление к словотворчеству.
Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На
конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями, либо
занимают пассивно-оборонительную позицию. За помощью к старшим обращаются чрезвычайно редко.
Ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных
ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения:
профессиональные, семейные и другие. Наиболее отчетливо при аутизме проявляются асинхронии
формирования отдельных функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики,
«абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Искаженность развития аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании высокого
Hosted by uCoz