Navigation bar
  Print document Start Previous page
 292 of 541 
Next page End  

сферы и психического склада ребенка в целом, неблагоприятные условия внешней среды, действующие
достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.
В качестве факторов, предрасполагающих к патологическому формированию личности под
влиянием неблагоприятной среды, отмечаются: органическая церебральная недостаточность
остаточного характера, акцентуация характера, а также дисгармоническое протекание периода полового
развития. Выделяют два механизма формирования патохарактерологического развития:
— закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др.,
возникающих в ответ на психотравмирующие воздействия и становящихся впоследствии свойствами
личности;
— непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных
патологических черт характера (возбудимости, истероидности и т. д.).
При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют 4 основные варианта:
аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с
определенными особенностями неблагоприятной среды.
Аффективно возбудимый вариант патохарактерологического формирования личности (F60.3)
обусловлен воздействиями неблагоприятной среды: длительные конфликтные ситуации, алкоголизм
родителей, ссоры, агрессивность членов семьи по отношению друг к другу. В таких семьях у ребенка
развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная
готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения
взрослых, или как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента
характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.
Тормозимый вариант патологического развития личности (F60.7) чаще формируется в условиях
такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке
самостоятельность, инициативность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем —
пассивным и неуверенным в себе. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-
психологической структуре близко так называемое невротическое формирование личности,
возникающее в тех случаях, когда длительная психотравмирующая семейная ситуация приводит к
развитию у ребенка невроза, а затем и к формированию таких личностных черт, как боязливость,
ипохондричность, склонность к беспокойству и тревоге. Невротическое развитие личности часто
возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.
Истероидный вариант патологического развития личности (F60.4) чаще наблюдается у девочек
и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки,
неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумира
семьи»). Однако этот вариант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную
ситуацию, как реакция протеста.
Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости (F60.3)
обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, привычка к
волевому усилию, способность преодолевать трудности. Черты патологической незрелости
эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, эмоциональной неустойчивости,
внушаемости. По существу этот тип патологического развития личности является вариантом
психогенного психического инфантилизма, одного из компонентов задержки психического развития.
Описывается также особый вид аномального психического развития — дисгармоническое
протекание периода полового созревания: как его ускорение, так и задержка. Эти аномалии развития
могут быть связаны как с генетическими особенностями, так и с экзогенно обусловленной органической
недостаточностью нервной системы. При наличии неблагоприятного окружения патологические черты,
обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться предпосылками для
патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенностью
влечений, асоциальным поведением.
Контрольные вопросы
1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний
возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:
1) ретардация;
2) регрессия;
3) распад;
Hosted by uCoz