Navigation bar
  Print document Start Previous page
 297 of 541 
Next page End  

выполняющая четыре основные функции: отражательную, побудительную, регулятивную,
контролирующую. Делинквентное и криминальное поведение коррелирует не столько со слабыми
знаниями морально-правовых требований, сколько с криминогенной деформацией побудительных
мотивов. Формирование системы побуждений личности возможного правонарушителя и их
актуализация в конкретной жизненной ситуации выполняют отражательную функцию; возникновение
мотива и формирование цели поведения — побудительную; выбор путей достижения цели, прогноз
возможных последствий и принятие решения на совершение проступка — регулятивную; контроль и
коррекция действий, анализ наступивших последствий, раскаяние или выработка защитного мотива —
контролирующую (Кудрявцев). Основываясь на нарушениях структуры мотивов, их опосредованного
характера и иерархичности построения, Гульдан выделил два основных механизма формирования
мотивов противоправных действий у психопатических личностей (F60-F69): нарушение опосредования
потребностей и нарушение их опредмечивания. Нарушения опосредования потребностей заключаются в
несформированности или в разрушении у этих лиц под влиянием каких-либо факторов (например,
аффективного возбуждения) социально детерминированных способов реализации потребностей.
Нарушается связь субъективной возможности реализации потребности с сознательно принятым
намерением, целью, оценкой ситуации, прошлым опытом, прогнозом будущих событий, регулятивной
функцией самооценки, социальными нормами и др. Уменьшается число звеньев в общей структуре
деятельности, что ведет к непосредственной реализации возникающих побуждений. Потребности
приобретают характер влечений. По этому механизму формируются аффектогенные и ситуационно-
импульсивные мотивы противоправных действий.
Аффектогенные мотивы характеризуются тем, что непосредственным мотивом поведения
становится стремление к немедленному устранению источника психотравмирующих переживаний.
Эмоциональное возбуждение, возникающее в связи с объективной или субъективной невозможностью
рационального разрешения конфликта, разрушает основные виды контроля и опосредования поведения,
снимает запрет на деструктивные, насильственные действия и побуждает к ним. У психопатических
личностей по сравнению с психически здоровыми лицами наблюдается более низкий «порог»
аффективного реагирования и распространенность условных психогений.
В ситуационно-импульсивных мотивах актуальная потребность удовлетворяется «ближайшим
объектом» без учета существующих норм, прошлого опыта, конкретной ситуации, возможных
последствий своих действий. Если в «волевом» преступном действии социальные и правовые нормы
преодолеваются тем или иным образом в сознании субъекта, то при импульсивном поведении они
вообще не актуализируются в качестве фактора, опосредующего поведение.
К мотивам, связанным с нарушением формирования предмета потребности, относятся мотивы
психопатической самоактуализации, мотивы-суррогаты и суггестивные (внушенные) мотивы
противоправных действий. Общим в них является формирование мотивов, отчужденных от актуальных
потребностей субъекта и ведущих при их реализации к его социальной дезадаптации. Мотивы
психопатической самоактуализации, при которых устойчивое мотивационное значение приобретает та
или иная черта личностной дисгармонии, ведут к реализации стереотипных, ригидных «сценариев
личности», осуществляемых в определенной мере независимо от внешних условий и актуальных
потребностей субъекта. Формирование мотивов-суррогатов связано с объективной, а у психопатических
личностей чаще с субъективной невозможностью адекватного опредмечивания потребностей. Их
реализация ведет не к удовлетворению потребности, а лишь к временной разрядке напряжения,
связанного с этой потребностью. Суггестивные мотивы по отношению к потребностям субъекта носят
внешний, заимствованный характер, их содержание может быть прямо противоположным собственным
установкам, ценностным ориентациям личности (Гульдан).
Важное значение для понимания и прогнозирования отклоняющегося поведения имеет также
изучение личности неблагополучного ребенка или подростка, его социально-психологических и
психологических свойств, таких как: эгоцентризм с преимущественной ориентацией на собственные
субъективно-значимые ценности и цели и с недоучетом требований реальности, интересов окружающих
лиц; нетерпимость в отношении психологического дискомфорта; недостаточный уровень контроля за
собственными эмоциональными реакциями и поведением в целом; импульсивность, когда актуальные
побуждения, минуя когнитивную переработку, непосредственно реализуются в поведении; низкий
уровень эмпатии, отражающий сниженную чувствительность к страданиям других лиц, недостаточная
степень интериоризации морально-этических и правовых норм, интериоризация асоциальных норм,
регулирующих поведение.
Совокупность специфических свойств личности преступника может служить научно-
Hosted by uCoz