Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 541 
Next page End  

сотрудничестве с лечащим врачом. Разумеется, быстрота распространения бригадных форм работы в
здравоохранении будет зависеть от наличия психологических кадров. Психология в здравоохранении
тогда станет массовой специальностью, когда важность участия психологов в работе лечебно-
профилактических учреждений будет осознана медицинским и, в первую очередь, врачебным
сообществом. Пока, к сожалению, врачебные коллективы к этому не готовы. Сказывается эффект
первичной информации — известная ранее воспринимается как более достоверная. В связи с этим
психология может быть принята медиками только на самых ранних этапах обучения врачебной
специальности — на студенческой скамье.
Изменения коснулись и самого понятия «медицинская психология». Смена названия
медицинской психологии на клиническую отражает начавшийся в последнее десятилетие процесс ее
интеграции в мировую психологию. В нашей стране было принято название «медицинская психология».
Ко времени выхода в свет учебника оно сохраняется для одноименной научной дисциплины Высшей
Аттестационной Комиссии и должности в медицинском учреждении. В качестве психологической и
медицинской науки ее задачей являлось взаимное обогащение теории и практики медицины и
психологии. Оба термина при всей их близости имеют существенные различия. Первый из них
(«клиническая психология») претендует на целостную научную и практическую психологическую
дисциплину, а второй («медицинская психология») выступает как собирательный образ области и места
применения психологической специальности. В настоящее время психологическая дисциплина,
интегрируемая
в здравоохранение нашей страны, также получила наименование «клиническая
психология», и в ближайшем будущем, очевидно, такое же название будет принято и для наименования
должности психолога в лечебно-профилактическом учреждении.
Важно подчеркнуть тот факт, что клинический психолог — это специалист, который может
работать и в учреждениях другого профиля — образования, социальной защиты и др., там, где
необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. По
окончании вуза клинический психолог проходит традиционное для здравоохранения последипломное
обучение с целью применения психологических знаний в лечебно-профилактических учреждениях.
Предлагаемый учебник — первая попытка дать студентам медицинских вузов системные знания
по психологии и определить ее роль в здравоохранении. В нем представлены основные области
психологии, преподаваемые сегодня в медицинских вузах: общая, социальная и клиническая
психология. Авторский коллектив надеется, что эти знания окажутся полезными врачу, как для
собственной практики, так и для понимания особенностей работы клинического психолога в медицине.
Ожидается, что новое столетие станет временем сближения и взаимопотенцирования разных
наук и областей социальной практики. В медицине это коснется более тесного сближения с
психологией, а исход этого процесса в меньшей степени будет зависеть от новых теоретических
моделей, чем от позиции каждого врача, который сумеет в своем пациенте увидеть не только
страдающего человека, но и уникальную личность, болезнь которой преломляется через ее
неповторимый опыт и историю жизни.
Эта книга является результатом совместных усилий и сотрудничества представителей двух
профессий. Ее задача передать будущим врачам не только новые знания, но и объединительную силу
двух самостоятельных, но очень близких по сути миров — медицины и психологии.
Авторы выражают благодарность М. Перре, И. А. Горьковой, С. С. Меленевской за
предоставленные материалы, использованные в учебнике.
Все пожелания и критические замечания будут учтены при последующих изданиях книги.
Часть I. Основы общей психологии
Глава 1. Введение в психологию
Предмет психологии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями
своего предмета. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно
отчетливо — это ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания — все то, что составляет внутренний
мир человека. Сам термин психология происходит от двух греческих слов «psyche» — душа, и «logia»
— знание, понимание и означает учение о душе.
Соотношение сознания, мыслей, чувств, то есть всего того, что составляет внутренний мир
Hosted by uCoz