Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 541 
Next page End  

мнению ученого, сенсорная организация относится к наиболее важным проявлениям исторической
природы человека и к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубинными слоями
структуры человеческого развития и личности. В этом свете широко распространенное и в настоящее
время представление о том, что сенсорно-перцептивные процессы относятся к низшим психическим
функциям и, составляя периферию субъекта, не входят в его основную структуру и индифферентны к
личности, является устаревшим.
В структуру сенсорной организации включается система постоянных межанализаторных связей,
общий состав чувственного отражения. Определяющими для формирования сенсорной организации
являются среда обитания, образ жизни и способ жизнедеятельности. Эти факторы обусловливают
соотношение видов рецепции в данной сенсорной организации, определяют ее ядро, то есть группы
анализаторов, специфичные для данной среды обитания. У рыб, например, такое ядро составляют орган
боковой линии и хеморецепция. У обезьян кинестезия, зачатки активного осязания и зрение образуют
сенсорную ось. Выделение ведущих органов чувств, составляющих сенсорную ось у животных,
определяется видовой принадлежностью. У человека — индивидуальными особенностями, прежде
всего характеристиками чувствительности, а также особенностями деятельности. В связи с этим,
необходимо выделить такое свойство сенсорной организации, как сенситивность — уровень
чувствительности анализаторов.
Уровень сенситивности и ведущие анализаторные системы определяют индивидуальные
особенности человека. Структура сенсорной организации человека является условием успешной
социализации. Формирование таких качеств, как впечатлительность, эмпатийность, наблюдательность
существенно связано с сенсорной организацией. Кроме того, сенсорная организация лежит в основе
формирования способностей человека к различным видам деятельности. Знание и учет ведущей
анализаторной системы очень важны при общении людей, организации обучения, так как несовпадение
способов подачи информации и ее приема существенно затрудняет взаимодействие людей и понимание.
Известно, что большая часть учителей, например, предпочитает зрительную подачу информации. При
этом дети, у которых ведущей сенсорной системой является слуховая или кинестетическая, могут
испытывать существенные трудности.
В этом смысле универсальным является тактильный анализатор. В многочисленных
экспериментах было показано, что касание, короткое и легкое прикосновение руки мощно снижает
дискомфорт, уменьшает или даже снимает барьер между психотерапевтом и клиентом, повышает
активность и самораскрытие последнего. В настоящее время этот эффект активно используется в
психотерапевтической практике, например, в рамках так называемой телесноориентированной
психотерапии.
Современное развитие культуры все больше внимания уделяет разнообразию зрительных
ощущений, меньше слуховым, еще меньше — обонятельным и вкусовым, осязание по степени
обращаемости стоит почти на последнем месте. Доминирование зрительной системы говорит о том, что
цивилизация идет по пути визуализации чувственного опыта и обедняет «сенсорный словарь». Из
многочувствующего человек все больше и больше превращается в смотрящего, эта тенденция
усиливается тенденцией компьютеризации среды. Развитие техники достигло такого уровня, который
позволяет создавать устройства, способные вызывать иллюзии многих ощущений вместо самих
ощущений. Наиболее ярким примером является так называемая виртуальная реальность. Такого типа
устройства полезны для обучения взрослых специалистов (водолазов, пилотов, операторов и др.), но
являются вредными для детей, у которых еще не сформировались устойчивые пространственные и
межанализаторные связи. Для гармоничного развития личности и ее здоровья депривация какой-либо
сенсорной системы недопустима. Эффективное использование природного потенциала человека,
заключенного в его сенсорно-перцептивной организации, требует активного включения в деятельность
всей разнообразной по составу системы органов чувств.
Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но вместе с тем обладает
определенными особенностями, не сводимыми к отдельным ощущениям. Восприятие отражает предмет
как целое в совокупности всех его свойств, поэтому восприятие определяется, как целостный образ
предмета. Если ощущение мономодально, то восприятие полимодально. Оно формируется на основе
совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. При этом
какой-либо из анализаторов играет ведущую роль в формировании образа. Восприятие предмета
возможно лишь при условии выделения предмета из окружающей среды (фона, на котором он
находится). При этом предмет и фон динамичны, особенно хорошо это видно в двойственных
изображениях, содержание образа в которых меняется в зависимости от того, что принимается за фон
Hosted by uCoz