Navigation bar
  Print document Start Previous page
 303 of 541 
Next page End  

контроля. Одну из центральных ролей в организации агрессивного поведения играют характеристики
мотивационной сферы, а также уровень социализации индивида со степенью интериоризации
регулирующих поведение морально-этических и правовых норм.
Среди видов агрессивного поведения выделяется агрессия физическая и вербальная (словесная
— угрозы, оскорбления, критика). Если для детского возраста (Хекхаузен) характерно применение
физической агрессии (у детей от 3 до 10 лет отмечается приблизительно 9 актов физической агрессии в
час), то у взрослых она социализируется, приобретая социально приемлемые формы, превращаясь в
агрессию вербальную. К наиболее социализированным формам вербальной агрессии относятся ирония,
юмор, сатира. Агрессивное
поведение бывает также гневным, мотивированным эмоцией гнева, и
инструментальным, когда в рамках более общей деятельности агрессивное действие выступает в
качестве инструмента, используемого для достижения какой-либо другой цели. Примерами
инструментальной агрессии могут быть шантаж, взятие заложников. Агрессия подразделяется в ряде
исследований на скрытую (мечты, фантазии, воображение сюжетов мести, сцен насилия, сны) и
открытую, которая, в свою очередь, делится на прямую (непосредственно выражаемую адресованную
лицу, спровоцировавшему агрессию), косвенную (когда вред причиняется не открыто, а косвенным
путем — анонимные письма или сплетни вместо желаемой физической расправы над обидчиком) и
перемещенную (со сменой объекта агрессии: вместо того, чтобы ударить обидчика, можно пнуть
кресло, кошку, собаку, ребенка, хлопнуть дверью). Косвенная и перемещенная агрессия, как правило,
наблюдается в тех случаях, когда лицо, спровоцировавшее агрессивные действия, защищено высоким
социальным статусом, властью или физической силой.
Аммон различает три вида агрессии: конструктивную (открытое прямое проявление агрессии в
социально приемлемой форме или с социально позитивным результатом), деструктивную (открытое
прямое проявление агрессии в социально неприемлемой форме или с социально негативным
результатом) и дефицитарную (связанную с дефицитом соответствующих поведенческих навыков и
вследствие этого с недостаточным отреагированием агрессивных побуждений). Дефицитарная форма
агрессии считается характерной для пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями.
По направлению агрессия подразделяется на экстрапунитивную (внешнеобвинительную, или
гетероагрессию) и интрапунитивную, или аутоагрессию. К аутоагрессивным действиям относятся:
самокалечение, самопорезы — физическая аутоагрессия, а также самокритика, самообвинения —
вербальная аутоагрессия. Наиболее жестким, брутальным видом физической аутоагрессии является
суицид.
Суицидальное поведение. Согласно социологической теории самоубийства Дюркгейма
суицидальные мысли появляются прежде всего в результате разрыва интерперсональных связей
личности, отчуждения индивида от той социальной группы, к которой он принадлежит. Учитывая
особенности этого разрыва социальных связей, он выделяет следующие типы суицидов: эгоистический,
характерный для личностей, в недостаточной степени интегрированных со своей социальной группой;
альтруистический, представляющий собой полную интеграцию с социальной группой, и аномический,
как специфическая реакция личности на тяжелые изменения в социальных порядках, приводящие к
нарушению взаимных связей индивида и социальной группы. Суицид при этом определяется автором
как намеренное и осознанное лишение себя жизни. В работах психоаналитического направления суицид
трактуется как следствие нарушения психосексуального развития личности в результате отсутствия
важных лиц на решающих стадиях развития, как метод восстановления утраченного объекта любви и
воссоединения с ним.
Самоубийство рассматривается также как следствие социально-психологической дезадаптации
личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов (Бачериков). При этом суицид представляет
собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, причем суицидогенность
ситуации не заключена в ней самой, а определяется личностными особенностями субъекта, его
жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей. Понятие
предиспозиционной дезадаптации включает в себя снижение социально-психологической
адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению деликта. В
условиях предиспозиционной дезадаптации происходит социально-психологическая дезадаптация
личности, что проявляется в нарушениях поведения и различных психоэмоциональных сдвигах. При
переходе предиспозиционной стадии дезадаптации в суицидальную решающее значение имеет
конфликт, который понимают как сосуществование двух или нескольких разнонаправленных
тенденций, одна из которых составляет актуальную для личности потребность, другая — преграду на
пути ее удовлетворения. Суицидогенный конфликт может быть вызван реальными причинами (у
Hosted by uCoz