Navigation bar
  Print document Start Previous page
 305 of 541 
Next page End  

Повышают суицидальный риск такие противоположные качества личности, как отсутствие
целеустремленности и чрезмерная настойчивость в достижении поставленной цели, аффективная
неустойчивость и эмоциональная ригидность, чрезмерная общительность и недостаточная
коммуникативность, повышенная и пониженная самооценка. К личностным характеристикам,
облегчающим формирование суицидального поведения, Бачериков относит также аффективную логику,
категоричность суждений, замкнутость, сенситивность, повышенную возбудимость и взрывчатость.
Сексуальные девиации (F65.9). Сексуальность человека настолько тесно связана с его
психологическими особенностями, что не рассматривается изолированно, в качестве самостоятельной
функции. Для обозначения развития личности, функционирующей под влиянием собственной
сексуальности, используется термин психосексуальное развитие. Это понятие не ограничивается только
сексуальными ощущениями и поведением самим по себе, и оно не является синонимом либидо в том
широком смысле, который вкладывал в него Фрейд. Психосексуальное развитие — один из аспектов
онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым
созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Если не рассматривать пренатальный
период, то оно начинается с формирования половой идентичности младенца, причем решающую роль в
этом процессе играют взрослые. Определив паспортный пол младенца, родители и другие взрослые
начинают обучать ребенка его половой роли, внушая ему, что значит быть мальчиком или девочкой.
Первичная половая идентичность, то есть осознание своей половой принадлежности, формируется у
ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания.
Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3-4 года ребенок уже
осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками,
например, с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6-7
лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным
усилением половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной
инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.
Стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию
половых различий (Каган).
Помимо родителей, исключительно важным агентом половой социализации является общество
сверстников как своего, так и противоположного пола. Оценивая телосложение и поведение ребенка в
свете своих, гораздо более жестких, чем у взрослых, критериев маскулинности/фемининности,
сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его половую
идентичность и полоролевые ориентации. Особенно велика роль сверстников для мальчиков, у которых
полоролевые нормативы и представления обычно более жесткие, чем у девочек, и часто завышены. Это
может объясняться тем, что маскулинные черты традиционно ценятся выше фемининных, или
общебиологической закономерностью, по которой на всех уровнях половой дифференцировки
формирование мужского начала требует больших усилий, чем женского. Отсутствие общения со
сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может существенно затормозить
психосексуальное развитие ребенка, оставив его неподготовленным к сложным переживаниям
пубертата.
Гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые сексуальные переживания, а
неравномерность физического и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать
и оценивать свою половую и сексуальную идентичность во всех ее соматических, психических и
поведенческих проявлениях. Пубертат качественно меняет структуру полового самосознания, потому
что при нем впервые обнаруживается и закрепляется уже не только половая, но и сексуальная
идентичность субъекта, включая его сексуальные ориентации. Высокое самоуважение и напряженные
жизненные события повышают значение сексуального поведения подростков, а недостаток опыта
разнополого общения, коммуникативная некомпетентность и пониженное самоуважение снижают
значение этой стороны жизни (Ньюком). Высокая сексуальная активность подростка позволяет
предсказать его вовлеченность в девиантную социальную среду и в сексуально-активное окружение.
Напряженные жизненные ситуации стимулируют поиск девиантной и сексуально-активной среды
прежде всего путем вовлечения в такие отношения; это, в свою очередь, отражает влияние нормативных
ориентаций более общей социальной среды.
Психологические факторы имеют решающее значение при оценке такого типичного явления
подростковой и юношеской сексуальности, как мастурбация. Как отмечает Васильченко, старый спор о
вреде или пользе мастурбации в значительной мере объясняется неверной постановкой вопроса.
Существует не один, а несколько типов мастурбации, имеющих между собой весьма мало общего:
Hosted by uCoz