Navigation bar
  Print document Start Previous page
 309 of 541 
Next page End  

доминируют меры уголовно-процессуального и уголовно-правового характера, реализация которых в
процессе следственных действий и судебного разбирательства подчинена исправлению и
перевоспитанию правонарушителя, профилактике рецидива. Они применяются дознавателями,
следователями, прокурором и судом.
4. «Постпреступная» ситуация индивидуальной профилактики, как правило, связана с
нахождением осужденного в местах лишения свободы. В целях перевоспитания виновного и
предупреждения рецидива здесь особенно важно выявление мотивов совершенного преступления и
принятие мер к их устранению. Такие меры применяются работниками исправительно-трудовых
колоний, наблюдательными комиссиями при муниципальных органах власти и самодеятельными
организациями осужденных. Индивидуальная профилактика рецидива осужденных после их
освобождения проводится различными государственными и правоохранительными органами,
администрацией предприятий и учреждений, общественностью. При этом используется весь
возможный арсенал профилактических мер.
Объективная заданность внешних криминогенных факторов не всегда позволяет в процессе
индивидуальной профилактики возможного преступного поведения конкретных лиц ликвидировать
многие реально действующие условия и причины. В этих случаях принимаются меры по ослаблению
или нейтрализации их криминогенного влияния, а иногда по блокированию механизма их действия на
определенного человека или компенсированию негативных влияний факторами антикриминогенного
характера. Набор криминогенных факторов в каждом конкретном случае уникален, но на массовом
уровне их совокупность подчиняется общим и частным статистическим закономерностям.
Индивидуальная профилактика преступного поведения должна строиться в плане последовательного
устранения объективных негативных явлений социально-экономического, идеологического, социально-
психологического характера.
Контрольные вопросы
1. Реактивные состояния, которые проявляются преимущественно нарушением поведения и
ведут к социально-психологической дезадаптации, называются:
1) патохарактерологические реакции;
2) характерологические реакции;
3) адаптивные реакции;
4) невротические реакции.
2. Непатологические нарушения поведения, которые проявляются только лишь в определенных
ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными
нарушениями, называются:
1) адаптивные реакции;
2) характерологические реакции;
3) патохарактерологические реакции;
4) невротические реакции.
3. Становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном
направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-
психологических факторов, это:
1) психопатия;
2) патохарактерологическая реакция;
3) психогенное патологическое формирование личности;
4) акцентуация характера.
4. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада
личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной
адаптации субъекта, это:
1) патохарактерологические реакции;
2) психопатии;
3) психогенные патологические формирования личности;
4) акцентуация характера.
5. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются
как:
1) саморазрушающее поведение;
Hosted by uCoz