Navigation bar
  Print document Start Previous page
 312 of 541 
Next page End  

— клиническая психология)
В области педагогической и воспитательной практики при работе с детьми и подростками в
настоящее время используется широкий спектр психологических вмешательств. К ним относятся
активные методы обучения; тренинги уверенности в себе, креативности, развития различных
способностей, умений и навыков, мышления, памяти, внимания; тренинги коммуникативных навыков;
индивидуальное консультирование детей и подростков по психологическим проблемам;
психологическое сопровождение учебного процесса; групповую работу с детьми, ориентированную как
на улучшение психологического климата в классе или в школе, решение внутригрупповых или
межгрупповых конфликтных ситуаций, так и на переработку характерных для
данного возраста
индивидуальных психологических проблем и пр. В эту же сферу входят психологическое
консультирование и тренинги для
учителей и родителей, в частности, направленные на оптимизацию
взаимодействия между детьми, родителями и учителями или взаимодействия с агрессивными детьми.
В области организации труда (психология труда и организационная психология) удельный вес и
значение психологических вмешательств стремительно нарастают. Активные методы обучения;
разнообразные тренинги, направленные на повышение компетентности в сфере профессионального
общения (особенно в таких сферах деятельности, где общение является важным аспектом
профессиональной успешности); тренинги уверенного поведения и креативности, формирования
команды и эффективных подходов к решению проблем; управленческие тренинги и деловые игры;
индивидуальное консультирование по вопросам управления и психологическое сопровождение играют
все большую роль в системе подготовки и усовершенствования специалистов.
Клинико-психологические и психотерапевтические вмешательства. Психологические
интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические
интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства, то есть психотерапии.
Психотерапевтическое вмешательство или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)
психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и
соответствующим этим целям выбором средств воздействия — методов. Термин
«психотерапевтическое вмешательство» может обозначать конкретный психотерапевтический прием,
например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение,
тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным
образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного
расстройства, целями и задачами психотерапии). Однако функции клинико-психологических
вмешательств в клинике не ограничиваются только собственно психотерапией.
С точки зрения Перре и Бауманна клинико-психологические интервенции характеризуются: 1)
выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой
ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой, в качестве которой выступает
теоретическая психология; 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.
Рассмотрим подробнее основные характеристики клинико-психологических интервенций в связи с
психотерапией.
Методы клинико-психологических интервенций это психологические средства, которые
выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в
большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты, и
реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми,
кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Однако психологические
средства воздействия могут быть направлены не только на изменение психических процессов и
состояний, но и, опосредованно, на изменение состояния организма. Типичными психологическими
средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как
фактор влияния и воздействия.
В психотерапии понятие метода крайне размыто. Прежде всего, это проявляется в различных
классификациях. Можно привести несколько примеров различных подходов к классификации методов
психотерапии.
1.
— Гипнотерапия;
Внушение и самовнушение;
Аутогенная тренировка;
Рациональная психотерапия;
Hosted by uCoz