Navigation bar
  Print document Start Previous page
 314 of 541 
Next page End  

воздействия (индивидуальная и групповая психотерапия; в первом случае инструментом лечебного
воздействия выступает психотерапевт, во втором — психотерапевтическая группа);
4-й уровень — методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств),
которые рассматриваются либо в параметрах стиля (директивный и недирективный), либо в параметрах
теоретического подхода, который и определяет характер этих вмешательств (интерпретация, научение,
межличностное взаимодействие).
Представляется, что понятию «метод» соответствует 1-й уровень — это собственно методы как
конкретные техники и приемы, 2-й уровень отражает виды психотерапии (на основании условий, в
которых она протекает), 3-й уровень — формы психотерапии (на основании инструментов
психотерапевтических воздействий) и 4-й уровень — теоретические направления.
Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении,
реабилитации и развитии. Сходных взглядов в отношении функций или целей клинико-
психологических интервенций придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три основных цели
психологической интервенции в клинике в соответствии с различными фазами развития психических
расстройств: профилактика, терапия и реабилитация. Клинико-психологическая интервенция,
осуществляемая в целях терапии (и реабилитации), является психотерапевтической интервенцией и
соответствует термину «психотерапия».
Таким образом, понятие «клинико-психологическая интервенция» является более общим по
отношению к понятию «психотерапия» («психотерапевтическая интервенция»). Психологические
вмешательства, не являющиеся собственно психотерапевтическими, играют важную роль также в
профилактике и реабилитации.
Ведущая роль клинико-психологических вмешательств в
психопрофилактике, профилактике нервно-психических и психосоматических заболеваний очевидна.
Она состоит в выявлении контингентов риска и в разработке соответствующих профилактических
мероприятий,
работе с лицами, имеющими разнообразные трудности и проблемы психологического
характера, кризисными личностными и травматическими стрессовыми ситуациями, с лицами,
характеризующимися прогностически неблагоприятными личностными особенностями (низкой
самооценкой, высоким уровнем тревоги, ригидностью, повышенной чувствительностью к стрессу,
низкой фрустрационной толерантностью), повышающими риск возникновения нервно-психических и
психосоматических расстройств. Наряду с собственно психопрофилактикой, клинико-психологические
вмешательства играют важную роль и в профилактике других соматических заболеваний.
Профилактические мероприятия, как правило, требуют от человека более четкого, чем обычно,
контроля за своим физическим и психическим состоянием, соблюдения определенного режима труда и
отдыха, отказа от вредных привычек, частичного изменения привычных стереотипов поведения,
поддержания того, что называется здоровым образом жизни. Часто необходимы регулярное применение
фармакологических средств, проведение определенных лечебно-профилактических процедур. Все это
может быть реализовано человеком при определенной организованности, понимании необходимости
выполнения всего комплекса профилактических мероприятий, а, главное, активной вовлеченности в
этот процесс и наличии высокой и адекватной мотивации к такого рода поведению. Формирование
мотивации и активной вовлеченности человека в профилактику с учетом его личностных особенностей
и предрасположенности к тому или иному заболеванию также предполагает клинико-психологические
вмешательства. Современное понимание реабилитации как системы государственных, социально-
экономических, медицинских, психологических, профессиональных, педагогических и других
мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к
временной или стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и
инвалидов в общество, к трудовой деятельности, также диктует необходимость широкого
использования клинико-психологических воздействий в реабилитационной практике. Клинико-
психологические вмешательства в целях реабилитации, прежде всего, направлены на восстановление
(сохранение) личностного и социального статуса больного (Кабанов). При нервно-психических
заболеваниях, которые характеризуются достаточно выраженными личностными нарушениями в
системе отношений пациента, в сфере межличностного функционирования, клинико-психологические
вмешательства играют чрезвычайно важную роль, выполняя, по сути дела, функцию психотерапии
(лечения). При тяжелых хронических болезнях возникает множество проблем психологического и
социально-психологического характера, требующих использования клинико-психологического
вмешательства: реакция личности на болезнь, неадекватное отношение к болезни (недооценка
или
переоценка своего заболевания, чрезмерная эмоциональная реакция, пассивность, формирование
необоснованно широкого ограничительного поведения), которая может оказывать существенное
Hosted by uCoz