Navigation bar
  Print document Start Previous page
 316 of 541 
Next page End  

психотерапевта, конкретные техники и пр. обычно рассматриваются на модели невротических
расстройств (F40-F48), поскольку психогенный характер этих нарушений обусловливает необходимость
использования психотерапии в качестве основного метода лечения, что предполагает ее реализацию в
виде наиболее полной, глубокой и целостной модели.
Таким образом, в качестве научной основы психотерапии выступает научная психология,
психологические теории и концепции. Теоретические представления,
раскрывающие психологическое
содержание понятий «норма» и «патология», определяют цели и задачи, характер и специфику
психотерапевтических воздействий. При всем разнообразии психотерапевтических подходов
существует три основных направления в психотерапии, соответственно трем основным направлениям
психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности, ее
нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий.
Так, в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и
поведения человека рассматриваются бессознательные психические процессы, а личностные
расстройства и невроз
(F40-F48) понимаются как следствие конфликта между бессознательным и
сознанием. В этом случае основной целью психотерапии является достижение осознания этого
конфликта и собственного бессознательного. Представители поведенческого направления фокусируют
внимание на поведении. Здоровая личность характеризуется адаптивным поведением (норма — это
адаптивное поведение), а невроз или личностные расстройства рассматриваются как результат
неадаптивного поведения, сформировавшиеся в результате неправильного научения. Из этого следует,
что целью психологического вмешательства является научение или переучивание, то есть замена
неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные).
Гуманистическое или «опытное» направление в качестве основной человеческой потребности
рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. Невроз является следствием
невозможности самоактуализации, блокирования этой потребности, что связано с недостаточным
самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью и адекватностью «Я-концепции». В
этом случае цель психологического вмешательства — создание условий, в которых человек сможет
пережить новый эмоциональный опыт, способствующий принятию себя и личностной интеграции, что
обеспечивает самоактуализацию.
Эмпирическая проверка (эвалуация) клинико-психологических интервенций связана с изучением
их эффективности. Научная оценка эффективности психотерапевтических воздействий является
чрезвычайно важной проблемой. Ответить на вопрос об эффективности того или иного метода
психотерапии или психотерапевтического подхода могут не самоотчеты отдельных пациентов, а
научные исследования, проведенные на репрезентативной выборке и соответствующие определенным
требованиям (четкое определение метода психотерапии, гомогенность материала, случайная выборка,
наличие независимых экспертов, разделений функций психотерапевта и исследователя, сопоставление
непосредственных и отдаленных результатов лечения, репрезентативная выборка в катамнезе, наличие
контрольных групп и пр.). К сожалению, далеко не все психотерапевтические методы, использующиеся
в практике, имеющие широкую известность, подвергались эмпирической проверке (и еще меньшее
количество смогло бы ее выдержать). В ряде зарубежных стран таким инструментом контроля за
качеством является страховая система в здравоохранении — страховые кассы, оплачивающие только те
методы, эффективность которых была доказана эмпирически на основании строгих научных
исследований.
Профессиональные действия еще одна характеристика клинико-психологических
интервенций. Это означает, что они должны осуществляться в профессиональных рамках,
профессионалами, подготовленными в области клинической психологии и психотерапии врачами,
психологами и социальными работниками.
Перре и Бауманн отмечают, что три последние характеристики (теоретическая обоснованность,
эмпирическая проверка и профессиональные действия) являются существенными для разграничения
клинико-психологических интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий,
которые либо базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких теорий, не
подвергаются эмпирической проверке. Исходя из понимания психотерапевтического вмешательства как
общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно связанной с теоретической ориентацией,
можно выделить три основных его типа, соответствующих трем основным направлениям в
психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых
характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями и
соответствующими плоскостью, приемами и средствами вмешательства.
Hosted by uCoz