Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 541 
Next page End  

форму, но они утрачивают для него значение, он перестает их узнавать, не знает названия этих
предметов, не в состоянии ими пользоваться.
В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, так как воспринимает не
изолированный глаз или ухо, а конкретный живой человек. Зависимость образов восприятия от
содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, прошлого опыта и жизненного
пути называется апперцепцией.
Влияние жизненного опыта очень ярко демонстрируется в
кросскультурных исследованиях. Бэгби показывал испытуемым через стереоскоп диапозитивы так, что
разные глаза видели разное изображение. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали
сразу два изображения, одно — типичное для американской культуры (игра в бейсбол, девушка —
блондинка и т. д.), другое — типичное для мексиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и
т. п.). Соответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру и пр. Хотя некоторые
испытуемые замечали, что им предъявлено две картины, большинство видело только одну картину —
ту, которая им была больше знакома, которая типична для их опыта (Шибутани).
Влияние установки на восприятие человека проявляется также в феномене,
продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо
воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на
фотографии — преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек
гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей.
Большое влияние на восприятие оказывает эмоциональное состояние человека. Известно,
например, что в состоянии возбуждения время как бы ускоряет свой бег, в состоянии тоски и
подавленности — замедляет. Больные в состоянии депрессии всегда пессимистичны и предчувствуют
катастрофу, они склонны даже радостные события воспринимать в черных тонах. Жане,
известный
клиницист, описывает восприятие такой пациентки следующим образом: «Девушка 27 лет находится на
отдыхе в санатории. Я хочу ее обрадовать и сообщаю, что жена ее брата, которую она очень любит,
родила ребенка, и малыша собираются привезти к ней в гости, чтобы она смогла на него посмотреть и
поцеловать его. «Не делайте этого, — отвечает она. — Автомобиль врежется на улице в деревья; моя
мать, кормилица и ребенок разобьются. О, как это ужасно!» (Жане). Интересы и направленность
личности обеспечивают избирательность восприятия. Человек, увлеченный делом, идеей, любую
информацию воспринимает под углом зрения этого дела, идеи.
В последние годы накоплен большой экспериментальный материал, показывающий роль
моторных процессов в организации восприятия. Как в зрительной, так и в осязательной модальности
имеются микро- и макродвижения, благодаря которым обеспечивается непрерывная смена точек
фиксации взгляда или точки касания руки с объектом, что обеспечивает сохранение чувствительности
на оптимальном уровне. Известно, что не меняющееся по цвету и яркости изображение,
стабилизированное относительно сетчатки, через 2-3 сек становится невидимым. Его восприятие можно
продлить на некоторое время при помощи модуляций света, но эти образы оказываются неадекватными,
в этих условиях, например, не различаются плоские и объемные объекты.
Таким образом, восприятие — это активный процесс, на характер протекания которого влияет не
только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта.
К сложным формам восприятия относятся восприятие пространства, восприятие времени,
восприятие движения. В восприятии времени различают восприятие временной длительности и
восприятие временной последовательности. Непосредственное переживание времени обусловлено
органическими ощущениями и связано с ритмическими процессами в организме: частотой пульса,
дыхания и т. п. Оценка длительности временных отрезков зависит от содержания деятельности:
временной отрезок, заполненный интересной, содержательной деятельностью, субъективно
оценивается, как короткий, то есть недооценивается; пустые, не заполненные интересной
деятельностью, оцениваются как более длинные, то есть переоцениваются. (Все знают, как бесконечно
долго тянутся скучные уроки в школе). Восприятие времени зависит также от установки: при ожидании
неприятных событий время летит быстро; но как томительно долго ползет время, если мы ждем какого-
либо приятного события (встречи с любимым человеком, например). В воспоминании — наоборот: чем
более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется в
воспоминании. В целом для восприятия времени характерной является тенденция к переоценке малых
интервалов и недооценке больших интервалов. Помимо этих общих факторов восприятие
времени
зависит от эмоционального состояния человека. Так, в исследованиях, проведенных на клиническом
материале, выявлено, что маниакальные больные обнаружили резко выраженные недооценки
временных интервалов (иногда в 2 раза), при этом ими отмечалось переживание «летящего» времени.
Hosted by uCoz