Navigation bar
  Print document Start Previous page
 330 of 541 
Next page End  

отношения имеют существенное и даже решающее значение для психоанализа, в ходе которого
внимание постоянно направлено на разнообразные изменения в особых отношениях терапевта и
пациента. «Специфическим терапевтическим компонентом являются сложные, эмоционально
окрашенные отношения типа родитель-ребенок между терапевтом и человеком, которого он лечит» —
писал один из психоаналитиков. Перенос представляет собой проекцию пациентом на психоаналитика
(перенос на психоаналитика) тех чувств и отношений, которые ранее были у пациента в отношении
какого-либо значимого лица, перемещение на психоаналитика чувств, мыслей, фантазий, вызванных
ранее значимыми в жизни пациента лицами. Определение переноса включает 4 основных утверждения:
а) перенос является разновидностью объектных отношений; б) явления переноса повторяют прошлое
отношение пациента к объекту; в) механизм перемещения играет важную роль в реакциях переноса; г)
перенос является регрессивным феноменом. Благодаря переносу пациент наделяет психоаналитика
значимостью другого, ранее существовавшего объекта. Следует отметить, что в классическом
психоанализе перенос понимается, прежде всего, как родительский, это означает, что пациент
проецирует на психоаналитика те чувства, отношения, ожидания, которые он испытывал в отношении
родительской фигуры. Ценность переноса состоит в том, что пациент в ситуации психоанализа
испытывает к психоаналитику все значимые для него в прошлом чувства. Отношения переноса
воссоздают некую прошлую реальность чувств и отношений со значимым лицом из прошлого пациента,
предоставляя материал для анализа. Таким образом, прошлые значимые отношения попадают в
плоскость психотерапевтического взаимодействия, предоставляя психоаналитику возможность не
только в лучшем случае услышать, как видит пациент эти отношения (а, поскольку они являются
неосознанными полностью, то представления пациента существенно искажены) или создать у себя
представление об этих отношениях пациента на основании других фактов, но, прежде всего, стать
участником этих отношений, прочувствовать и пережить их, а, следовательно, и адекватно понять.
Перенос может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, воспринимает ли
пациент психоаналитика как доброжелательную или недоброжелательную фигуру. Для того, чтобы
создать условия для переноса, психоаналитик в ходе психотерапии придерживается определенной
стратегии поведения, он ведет себя эмоционально нейтрально, личностно себя не предъявляя. Фрейд
писал по этому поводу: «Врачу следует быть непроницаемым для своих пациентов, он, как зеркало, не
должен показывать им ничего, кроме того, что показывают ему». Психоаналитик ведет себя
отстраненно потому, что для проекции вообще необходим неструктурированный или
малоструктурированный стимульный материал, «чистый лист», «белый экран». Если бы психоаналитик
проявлял себя как личность более активно, был бы аутентичным, то перенос был бы возможен только в
том случае, если бы он действительно отчетливо походил по своим психологическим особенностям и
проявлениям на то самое значимое лицо из прошлого пациента.
Контрперенос совокупность бессознательных реакций психоаналитика на личность пациента
и особенно на его перенос. В этом смысле контрперенос изначально понимался как фактор,
искажающий процесс психоанализа и препятствующий ему. Подготовка психоаналитиков непременно
включает собственный анализ, который в определенном смысле направлен на преодоление, изживание
контрпереносов, «профилактику контрпереносов». Однако в дальнейшем понимание контрпереноса как
эмоционального отношения аналитика к пациенту, включающего его реакции на те или иные аспекты
поведения пациента, позволило понять и позитивные, полезные для терапии функции переноса.
Внимание психоаналитика к собственным чувствам, возникающим в процессе психоанализа, осознание
собственных реакций может позволить аналитику глубже и тоньше понять бессознательное пациента.
Естественно, что психоаналитик хорошо отслеживает и осознает свои контрпереносы.
Сопротивление представляет собой тенденцию препятствовать, блокировать раскрытие и
осознание болезненных переживаний, воспоминаний, конфликтов,
противодействовать превращению
бессознательных процессов в сознательные. Иными словами, у человека есть конфликты, и они
действуют, но он противится их осознанию. Фрейд писал по этому поводу. «Сопротивление
сопровождает лечение шаг за шагом. Каждая ассоциация, каждое действие в процессе лечения включает
сопротивление и представляет собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению,
и силами, которые противодействуют этому». Сопротивление является своего рода повторением тех
защитных реакций, которые обычно использовались пациентом ранее, то есть механизмы защиты в
психоаналитической ситуации проявляются как сопротивление. Сила сопротивления также может
свидетельствовать о значимости материала, выявлению и осознанию которого пациент сопротивляется.
Работа с сопротивлением предполагает определенные шаги психоаналитика: а) осознание
сопротивления; б) демонстрация его пациенту; в) прояснение мотивов и форм сопротивления; г)
Hosted by uCoz