Navigation bar
  Print document Start Previous page
 333 of 541 
Next page End  

возникновения, а также труды Павлова и Бехтерева. Методологическими предпосылками бихевиоризма
были принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только
феномены, доступные непосредственному наблюдению. Бихевиоризм во многом развивался в качестве
альтернативы интроспективной психологии и исключил из области своего рассмотрения все
психологические феномены, не подлежащие строгому научному исследованию, фиксации и измерению.
С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении,
поскольку поведение является единственной психологической реальностью, доступной
непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно
измерить и на которые можно воздействовать и, следовательно, изучать так же, как это принято в
естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм по сути отождествляет психику и поведение.
Поведение понимается при этом как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды,
фиксируемых стимулов. Человек рассматривается как носитель определенных форм поведения,
формирующихся по принципу «стимул —
реакция». Все внутренние психологические звенья, все
психологические феномены, опосредующие ответные реакции человека, сторонниками
ортодоксального бихевиоризма по сути игнорировались как непосредственно не наблюдаемые. Таким
образом, радикальный бихевиоризм ограничивался схемой «стимул — реакция». Однако в дальнейшем
бихевиоризм обращается и к опосредующим процессам. Появляется понятие промежуточных
переменных — процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека.
Усложнение традиционной бихевиористской схемы «стимул —
реакция» за счет введения
промежуточных (интервенирующих, медиаторных) переменных знаменует переход к необихевиоризму,
который связан с именами Толмена и Халла. Основная формула бихевиоризма трансформируется в
формулу «стимул —
промежуточные переменные
реакция» (S — r-s — R). В соответствии с этим
стимулы стали обозначаться как независимые переменные, а реакции — как зависимые.
Промежуточные переменные (медиаторы, посредники, интервенирующие переменные) — это те
психологические образования, которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы. Под
промежуточными переменными понимают прежде всего совокупность познавательных и
побудительных факторов, действующих между стимулами и ответным поведением. В настоящее время
понятие промежуточных переменных понимается широко и включает сложный комплекс
разнообразных психологических феноменов. В качестве промежуточных переменных рассматриваются
внимание, представления, склонности, мотивы, установки, отношения и даже сознание. Изучение
промежуточных переменных является одной из основных задач психологии поведения.
Центральной проблемой бихевиоризма является проблема приобретения индивидуального опыта
или проблема научения (обучения) — приобретения различных умений и навыков. Теории научения,
разработанные бихевиоризмом, послужили основой для развития конкретных методических подходов
поведенческой психотерапии. Поэтому следует более подробно остановиться на этом понятии.
Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и
навыков. Оно рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия
конкретных раздражителей, иными словами, научение является
систематической модификацией
поведения при повторении одинаковой ситуации. Научение выступает в качестве основного
методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии (а также важного фактора
лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в групповой психотерапии).
Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой клиническое использование теорий
научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают
процессы классического и оперантного обусловливания и научения по моделям. В соответствии с этим
выделяют три типа научения: научение типа S, научение типа R и социальное научение.
Классическое обусловливание. Классическое обусловливание тесно связано с именем Павлова,
который внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов, ставшую основой
для развития поведенческой психотерапии.
Основная схема условного рефлекса S — R, где S — стимул, R — реакция (поведение). В
классической Павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула,
то есть безусловного или условного раздражителя. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом
нейтральный стимул может вызвать ту же реакцию, что и безусловный рефлекс, который протекает
автоматически, на врожденной основе, и не зависит от предшествующего опыта индивида. Иначе, как
нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. Формирование условного рефлекса
происходит при смежности — совпадении по времени индифферентного и безусловного раздражителей,
с некоторым опережением индифферентного раздражителя; при повторении — многократном
Hosted by uCoz