Navigation bar
  Print document Start Previous page
 338 of 541 
Next page End  

людях», «Невыносимо, когда ситуация выходят из под контроля»); 3) установки обязательной
реализации своих потребностей, отражающие иррациональные убеждения в том, что для того, чтобы
быть счастливым и вообще существовать, человек должен обладать определенными качествами или
вещами. Это тоже определенный вариант долженствования, но отнесенного к себе («Если я принял
решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это хорошо», «Я всегда должен быть на
высоте»); 4) оценочные установки, отражающие иррациональные убеждения в том, что можно
оценивать людей глобально, а не только отдельные аспекты их поведения («Людей можно разделить на
хороших и плохих», «Если человек ведет себя плохо, то его следует осудить»).
Психотерапия. С точки зрения представителей поведенческого направления здоровье и болезнь
являются результатом того, чему человек научился и чему не научился. Неадаптивное поведение и
клинические симптомы рассматриваются как результат того, что человек чему-то не научился или
научился неправильно (усвоенная неадаптивная реакция, которая сформировалась в результате
неправильного научения). В соответствии с этими представлениями о норме и патологии основная цель
клинико-психологических вмешательств в рамках поведенческого подхода заключается в том, чтобы
переучить, заменить неадаптивные формы поведения на адаптивные, «правильные», эталонные,
нормативные, а задача поведенческой психотерапии как терапевтической системы — в редукции или
устранении симптома. В целом поведенческая психотерапия (модификация поведения) направлена на
управление поведением человека, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение
поведения к определенным адаптивным формам поведения, на замену страха, тревоги, беспокойства
релаксацией до редукции или полного устранения симптоматики, что достигается в процессе научения
за счет применения определенных техник. Научение в рамках поведенческой психотерапии
осуществляется на основании уже рассмотренных ранее теорий научения, сформулированных
бихевиоризмом.
Научение осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, систематическим,
осознаваемым как психотерапевтом, так и пациентом процессом. Психотерапевт рассматривает все
проблемы как педагогические по своей природе и поэтому решает их путем прямого обучения новым
поведенческим реакциям. Пациент должен научиться новым альтернативным формам поведения и
тренировать их. Поведение психотерапевта в данном случае также полностью определяется
теоретической ориентацией: если задачи психотерапии состоят в обучении, то роль и позиция
психотерапевта должны соответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора, а
отношения между пациентом и психотерапевтом носят обучающий (воспитательный, образовательный)
характер и могут быть определены как отношения типа «учитель — ученик». Психотерапия
представляет собой открытый процесс, непосредственно контролируемый врачом. Психотерапевт
совместно с пациентом составляют программу лечения с четким определением цели (установлением
специфической поведенческой реакции — симптома, которая должна быть модифицирована),
разъяснением задач, механизмов, этапов лечебного процесса, определением того, что будет делать
психотерапевт и что — пациент. После каждого психотерапевтического сеанса пациент получает
определенные задания, а психотерапевт контролирует их выполнение. Основная функция
психотерапевта состоит в организации эффективного процесса научения.
Собственно научение в рамках поведенческой психотерапии осуществляется на основе ранее
рассмотренных схем, связанных с общими теориями научения, сформулированными бихевиоризмом.
Все существующие методы поведенческой психотерапии непосредственно вытекают из определенных
теорий научения. Методически поведенческая психотерапия не выходит за пределы традиционной
бихевиористской схемы «стимул — промежуточные переменные — реакция». Каждая школа
поведенческой психотерапии концентрирует психотерапевтическое воздействие на отдельных
элементах и комбинациях внутри этой схемы. В рамках поведенческой психотерапии можно выделить 3
основных вида (или три группы методов), непосредственно связанных с тремя типами научения: 1)
направление, методически основанное на классической парадигме, 2) направление, методически
основанное на оперантной парадигме, 3) направление, методически основанное на парадигме
социального научения.
Примером первого методического подхода может служить систематическая десенсибилизация,
второго — так называемая жетонная система, ассертивный тренинг,
разнообразные виды
директивной психотерапии, целью которых является изменение многочисленных психологических
параметров, рассматриваемых как промежуточные переменные.
Когнитивно-поведенческая психотерапия. В настоящее время существует не менее 10
направлений психотерапии, делающих акцент на
когнитивном научении и подчеркивающих значение
Hosted by uCoz