Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 541 
Next page End  

Больные, находящиеся в депрессивном состоянии, дают переоценку предъявленных им временных
интервалов и отмечают «тягучесть» времени (Рубинштейн). Зависимость восприятия времени от
возраста проявляется в том, что детям кажется, что время тянется медленно, и одни и те же временные
интервалы они, как правило, переоценивают, в то время, как взрослые их недооценивают, то есть
субъективно у взрослых время летит быстрее. Профессия и деятельность человека также оказывают
влияние: известно, например, что медицинские работники с большей точностью, чем представители
других профессий, отмеривают и оценивают минутные интервалы, а педагоги — 45-минутные.
Важнейшей характеристикой времени является его необратимость. Восприятие необратимой
последовательности событий во времени предполагает установление связей между разными отрезками
и событиями жизни. В последние годы большой интерес исследователей вызывает проблема восприятия
человеком прошлого, настоящего и будущего своей жизни, соотношение между ними. Было показано,
что важнейшим фактором развития личности является положительное, оптимистичное восприятие
своего будущего. В исследованиях, проведенных на наркоманах, было показано, что они воспринимают
будущее время своей жизни как очень короткое, продолжительность предстоящей жизни, планируемая
подростками-наркоманами, составляет всего 5-7 лет. Кроме того, их представление собственного
будущего насыщено отрицательными эмоциональными переживаниями или безразличием (Горбатов).
Своеобразное смещение в восприятии собственной жизни происходит у инвалидов, которые все
основные события своей жизни датируют прошлым и практически в будущее не проецируют никаких
значительных событий. Такое восприятие времени своей жизни нарушает адаптивные возможности
личности. «Настоящее — отправная точка, из которой определяется и прошлое, и будущее...» — писал
Рубинштейн.
Представление. На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма
чувственного отражения — представление. Представление — вторичный чувственный образ предмета,
который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом (Ломов).
Представления приобретают особую роль с развитием систем дистанционного управления, когда
оператор должен с большой степенью точности представить себе процессы, происходящие в
управляемой системе.
Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом
(ощущением, восприятием) и абстрактным мышлением.
В
зависимости от уровня бодрствования и
характеристик деятельности представления, с одной стороны, включаются в память, воображение,
мышление (его образные формы), с другой стороны, создают образы сновидения. Представления
сопровождают человека на протяжении всей его жизни: образ знакомого человека возникает в нашем
сознании и тогда, когда этого человека уже нет; образ родных мест живо встает перед нашим
умственным взором. Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а
отражение их продолжает развиваться. Течение представлений развертывается во «внутреннем
пространстве, никогда не выносится наружу. Этим отличается представление от галлюцинаций, «когда
внутренний образ "выводится наружу", помещается во внешнем пространстве и становится навязчивой
устрашающей силой» (Ананьев).
Если образ восприятия непосредственный и сиюминутный, то образ представления
опосредованный, а следовательно менее яркий. В представлениях сохраняется преобладающий цвет
предмета, его контуры и форма, относительная величина и местоположение. Вместе с тем с переходом
от восприятия к представлению часть информации исчезает, теряется. Происходит схематизация образа
— одни признаки объекта подчеркиваются и усиливаются, другие затушевываются и редуцируются.
Как правило сохраняются конструктивные точки, которые являются более информативными. Образ
представления может быть неполным, изменяется величина предметов, форма воспринимается
обобщенно, без деталей. Цвет становится менее насыщенным, исчезают оттенки, цвет сдвигается к
основным тонам или заменяется ахроматическим. В представлениях предмет как бы отрывается от фона
и может быть воспроизведен либо без него, либо на измененном фоне.
Что нового появляется в представлении? Этим новым является большая обобщенность
представления по сравнению с восприятием. В представлении происходит отвлечение от частностей
объекта и его окружения, отражаются самые общие свойства. Например, врач много раз видел больного
в разных состояниях и ситуациях, и из этой массы восприятий складывается обобщенный образ данного
человека и его болезни, в котором сохраняются наиболее типичные, устойчивые, повторяющиеся
признаки, отсеивается случайное, лишнее, формируется образ — представление о картине болезни и
личности больного.
В формировании образов представлений большое значение имеют изменения, происходящие в
Hosted by uCoz