Navigation bar
  Print document Start Previous page
 342 of 541 
Next page End  

рассудку и мнению окружающих, чувство свободы, высокий уровень творчества. Жизненный опыт
человека рассматривается с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если
этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет — как
негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта
(личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять только
непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.
Опыт. Понятие опыта занимает важное место как в концепции Роджерса, так и других
представителей этого направления. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как
совокупность внутреннего и внешнего опыта, как то, что человек переживает и «проживает». Опыт —
это совокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно
сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент. Сознание
рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как
сознательные (то есть символизированные) переживания, так и бессознательные
(несимволизированные). Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное поведение
обусловлено именно актуальным восприятием и интерпретацией событий (актуальным опытом).
Организм. Термин организм не несет в себе исключительно биологического содержания,
организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний. Роджерс по этому
поводу пишет следующее: «Если мы сможем добавить к сенсорному и висцеральному опыту,
характерному
для всего животного мира, дар свободного неискаженного осознания, которое во всей
своей полноте свойственно лишь человеку, то у нас получится прекрасный, конструктивный,
соответствующий реальности организм. В этом случае у нас будет организм, который осознает как
требования культуры, так и свои собственные физиологические потребности и свои желания». Таким
образом, это понятие включает не только висцеральные и сенсорные реакции, но и весь социальный
опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано. В
организме находит выражение целостность человека.
Я-концепция более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о
самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие
характеристики и представляющая собой дифференцированную часть феноменального поля. Я-
концепция — это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает
те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-
реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы
стать). Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции,
полного и целостного представления человека о самом себе, включающего самые разнообразные
собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать
основой для процесса самоактуализации.
Конгруэнтность также определяет возможности самореализации; во-первых, соответствие
между воспринимаемым «Я» и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены
переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» (организм в данном случае
понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание
различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, то есть «открыт опыту», то
его образ «Я» будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек — зрелым,
адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-
концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе,
вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в
свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость
опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к
соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И, наконец, в
третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность — это степень соответствия между Я-реальным и Я-
идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами «Я» играет
позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой
личности и
самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для «Я» угрозу,
приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, обострению защитных
реакций и плохой адаптации.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой
потребности, детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность
в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к
Hosted by uCoz