Navigation bar
  Print document Start Previous page
 343 of 541 
Next page End  

осуществлению определенных жизненных целей. Важным условием успешной реализации этой
потребности является наличие адекватного и целостного образа «Я», отражающего истинные
переживания, потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в
процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют
определенные условия воспитания и социализации индивида.
Концепция патологии (концепция невроза). Главной человеческой потребностью в рамках
гуманистического подхода является потребность в самоактуализации. Невроз (F40-F48) при этом
рассматривается как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека
от самого себя и от мира. Маслоу пишет по этому поводу: «Патология есть человеческое уничижение,
потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеал полного
здоровья — это человек сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек живой,
немедленный и спонтанный». В своей концепции мотивации Маслоу выделял два ее вида:
дефицитарную мотивацию (дефицитарные мотивы) и мотивацию роста (мотивы роста). Цель первой
состоит в удовлетворении дефицитарных состояний (голода, опасности и пр.). Мотивы роста имеют
отдаленные цели и связанные со стремлением к самоактуализации. Эти потребности Маслоу обозначил
как метапотребности. Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворит
дефицитарные потребности. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу, может вызвать
психические заболевания.
Роджерс также рассматривает невозможность самоактуализации, блокирование этой
потребности как источник возможных нарушений. Мотивация самоактуализации может быть
реализована, если человек имеет адекватный и целостный образ «Я», формирующийся и постоянно
развивающийся на основе осознания всего опыта собственных переживаний. Другими словами,
условием формирования адекватной Я-концепции является «открытость опыту». Однако человек часто
сталкивается с такими собственными переживаниями, таким опытом, которые могут в большей или
меньшей степени расходиться с представлением о себе. Расхождение, несоответствие между Я-
концепцией и переживанием представляет угрозу для его Я-концепции. Эмоциональной
реакцией на
ситуацию, воспринимаемую как угроза, является тревога. В качестве противодействия этому
рассогласованию и вызванной им тревоге человек использует защиту. Роджерс, в частности, указывал
два основных защитных механизма — искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия —
это вид защиты, представляющий собой процесс трансформации угрожающих переживаний в такую
форму, которая соответствует или согласуется с Я-концепцией. Отрицание представляет собой процесс
полного исключения из сознания угрожающих переживаний и неприятных аспектов действительности.
Если степень расхождения между Я-концепцией и опытом слишком велика, если переживания
полностью не согласуются с образом «Я», тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком
высок, чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развивается либо повышенная
психологическая уязвимость, либо различные психические расстройства, например, невротические
нарушения. В связи с этим возникает вопрос, почему у одних людей Я-концепция достаточно адекватна,
и человек способен переработать новый опыт и интегрировать его, а у других этот опыт представляет
угрозу для «Я»? Я-концепция формируется в процессе воспитания и социализации и во многом, с точки
зрения Роджерса, определяется потребностью в положительном принятии (внимании). В процессе
воспитания и социализации родители и окружающие могут демонстрировать ребенку условное и
безусловное принятие. Если ребенок чувствует, что его принимают и любят вне зависимости от того,
как он себя сейчас ведет («Я тебя люблю, но твое поведение сейчас мне не нравится» — безусловное
принятие), то ребенок будет уверен в любви и принятии. В дальнейшем человек будет менее уязвим по
отношению к опыту, не согласующемуся с «Я». Если же родители ставят любовь и принятие в
зависимость от конкретного поведения («Я тебя не люблю, потому что ты плохо себя ведешь» — что
означает: «Я буду тебя любить только в том случае, если ты будешь хорошо себя вести» — условное
принятие), то ребенок не уверен в своей ценности и значимости для родителей. Он начинает ощущать,
что в нем, в его поведении есть что-то такое, что лишает его родительской любви и принятия. Те
проявления, которые не получают одобрения и вызывают негативные переживания, могут исключаться
из Я-концепции и искажают и препятствуют ее развитию. Человек избегает ситуаций, которые
потенциально могут вызвать неодобрение и негативную оценку. Он начинает руководствоваться в
своем поведении и в жизни чужими оценками и ценностями, чужими потребностями, и все дальше
уходит от самого себя. В итоге личность не получает полного развития. Таким образом, отсутствие
безусловного принятия формирует искаженную Я-концепцию, которая не соответствует тому, что есть
в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ «Я» делает человека психологически уязвимым
Hosted by uCoz