Navigation bar
  Print document Start Previous page
 344 of 541 
Next page End  

к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются
или отрицаются), что усугубляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутреннего
дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной манифестации невротических расстройств.
Франкл, основатель «третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера),
считает, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию.
Современный невротический пациент страдает не от подавления сексуального влечения и не от чувства
собственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в результате
переживания человеком чувства бессмысленности собственного существования. Одну из своих книг
Франкл так и назвал — «Страдание в жизни, лишенной смысла». Согласно Франклу, воля к смыслу
является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности
ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.
Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманистического, опытного)
подхода психические нарушения, в частности, невротические расстройства, рассматриваются как
результат блокирования специфически человеческой потребности: невозможности самоактуализации,
отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного
существования.
Психотерапия. Включает разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем
виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности и
единства человеческой личности. Эта цель может быть достигнута за счет переживания, осознания
(осознавания), принятия и интеграции опыта, уже существующего и полученного в ходе
психотерапевтического процесса. Но представления о том, каким путем, за счет чего пациент в ходе
психотерапии может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, у
представителей этого направления различаются.
Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода. Основанием для отнесения
той или иной конкретной школы к одной из ветвей «опытного» направления являются представления о
том, за счет чего пациент осознает, принимает и приобретает опыт и интегрирует его, хотя обозначения
этих подходов весьма условны.
Философский подход. Теоретической основой являются экзистенциальные взгляды и
гуманистическая психология. Все, что излагалось выше, прямо относится именно к этой ветви опытного
направления. В качестве основной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении
самого себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путей самоактуализации, в
раскрытии смысла собственного существования, в достижении аутентичного существования. Это может
быть осуществлено путем
развития в процессе психотерапии адекватного образа «Я», адекватного
самопонимания и развития новых ценностей. Личностная интеграция, рост аутентичности и
спонтанности, принятие и осознание себя во всем своем многообразии, уменьшение расхождения
между Я-концепцией и опытом рассматриваются как наиболее значимые факторы
психотерапевтического процесса.
Задача психотерапевта состоит в том, чтобы поднять уровень осознанности поведения, помочь
скорректировать отношение к самому себе и окружающим, освободить скрытый творческий потенциал
и способность к саморазвитию. Новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент
приобретает за счет общения с другими людьми, с психотерапевтом или психотерапевтической
группой.
Наиболее полное выражение этот подход получил в разработанной Роджерсом клиент-
центрированной психотерапии, получившей широкое распространение и оказавшей значительное
влияние на развитие групповых методов. Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в создании
условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого пациент изменяет
свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении. Происходит сближение
реального и идеального образов «Я», приобретаются новые формы поведения, основанные на
собственной системе ценностей, а не на оценке других. Психотерапевт последовательно реализует в
ходе своей работы с пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса. Первая —
это эмпатия.
Эмпатия понимается как способность психотерапевта встать на место пациента,
почувствовать его внутренний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает. Вторая —
безусловное положительное отношение к пациенту или безусловное положительное принятие.
Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной
ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено,
какими качествами он обладает, болен он или здоров. Третья —
собственная конгруэнтность или
Hosted by uCoz