Navigation bar
  Print document Start Previous page
 345 of 541 
Next page End  

аутентичность психотерапевта.
Она означает истинность поведения психотерапевта, поведение,
соответствующее тому, какой он есть на самом деле.
Все эти три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса»,
непосредственно вытекают из взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Они, по
сути дела, представляют собой «методические приемы», способствующие изучению пациента и
достижению необходимых изменений. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта
(личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только
непосредственно обращаясь к его субъективному опыту. При этом не имеет смысла изучать отдельные
элементы, а необходимо попытаться понять человека как некую целостность. Эмпатия, предполагающая
«вчувствование» во внутренний мир пациента, погружение в его субъективный мир, субъективный
опыт, как раз и представляет собой необходимый способ («метод») познания пациента. Недостаток
безусловного принятия со стороны родителей препятствует формированию целостного, адекватного
образа «Я» у ребенка, вызывает рассогласование между Я-концепцией и опытом. Безусловное
положительное отношение к пациенту со стороны психотерапевта восполняет этот дефицит и создает
перспективу развития адекватного образа «Я». Аутентичность или конгруэнтность психотерапевта
показывает пациенту преимущества открытости, спонтанности, искренности, помогая ему также
освободиться от «фасадов».
Роджерс считал, что в процессе реализации в поведении психотерапевта эмпатии, принятия и
конгруэнтности, он передает пациенту свое отношение, что приводит к увеличению безусловного
принятия пациентом самого себя и росту самоуважения. Он так описывал процесс психотерапии: «Я
позволяю себе полностью погружаться во взаимоотношения, в них участвует весь мой организм, не
только сознание. Я отвечаю не по сознательному плану, а просто, нерефлексивно. Мой ответ основан на
чувствительности всего моего организма к другой личности. Я переживаю эти взаимоотношения на
такой основе». Указанные факторы Роджерс рассматривал как предпосылку к изменениям в человеке.
Сложившиеся таким образом отношения с психотерапевтом пациент воспринимает как безопасные,
ощущение угрозы при этом редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент
начинает открыто говорить о своих чувствах и переживаниях. Искаженный ранее по механизму защиты
опыт теперь воспринимается более точно, пациент становится более «открытым опыту», который
ассимилируется и интегрируется «Я», а это способствует увеличению конгруэнтности между опытом и
Я-концепцией. У пациента возрастает позитивное отношение к себе и другим, он становится более
зрелым, ответственным и психологически приспособленным. В результате этих изменений
восстанавливается и приобретает возможность дальнейшего развития способность к самоактуализации,
личность начинает приближаться к своему «полному функционированию».
Экзистенциальная психотерапия. В ее основе лежат феноменологическая и экзистенциальная
философия и психология (Гуссерль, Хайдегер, Ясперс, Сартр). Центральное понятие учения —
экзистенция (от позднелат. existentia — существование) как нерасчлененная целостность объекта и
субъекта; основные проявления человеческой экзистенции — забота, страх, решимость, совесть, вина,
любовь. Все проявления определяются через смерть — человек прозревает свою экзистенцию в
пограничных и экстремальных состояниях
(борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию,
человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.
Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное понятие для обозначения
психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие
личности, е¸ уникальность, осознание ответственности человека за формирование собственного
внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями экзистенциального анализа
являются Бинсвангер, Босс, Франкл. В США выделилось экзистенциально-гуманистическое
направление, известными представителями которого являются Мей, Бьюдженталь, Ялом.
В психотерапевтической теории и практике в рамках философского подхода наиболее известны
дазайнанализ Бинсвагера, клиент-центрированная психотерапия Роджерса, разговорная психотерапия
Тауша, логотерапия Франкла и др.
Соматический подход. При этом подходе новый опыт, способствующий личностной
интеграции, пациент приобретает за счет общения с самим собой, с различными аспектами своей
личности и своего актуального состояния. Используют как вербальные, так и невербальные методы,
применение которых способствует интеграции «Я» благодаря концентрации внимания и осознавания
различных аспектов («частей») собственной личности, собственных эмоций, субъективных телесных
стимулов и сенсорных ответов. Делают акцент и на двигательных методиках, способствующих
высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и принятию.
Hosted by uCoz