Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 541 
Next page End  

Примером этого подхода является гештальт-терапия Перлса.
При духовном подходе новый опыт, способствующий личностный интеграции, пациент
приобретает благодаря приобщению к высшему началу. В центре внимания находится утверждение «Я»
как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического
уровня, что, по мнению представителей этого подхода, ведет в объединению человека со Вселенной
(Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или
духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины,
тренировки воли и практики деидентификации.
Таким образом, опытный подход объединяют представления о целях психотерапии как
личностной интеграции, восстановлении целостности и единства человеческой личности, что может
быть достигнуто за счет переживания, осознания (осознавания), принятия и интеграции нового опыта,
полученного в ходе психотерапевтического процесса. Пациент может получить новый уникальный
опыт, способствующий личностной интеграции, различными путями: этому опыту могут
способствовать другие люди (психотерапевт,
группа), непосредственное обращение к ранее закрытым
аспектам собственного «Я» (в частности, телесного) и соединение с высшим началом.
Карасу, рассматривая экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии,
характеризует его следующими основными категориями:
— концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального
отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления «Я», рассогласования с
собственными знаниями);
— здоровье (связано с реализацией потенциала человека — развитием «Я», достижением
подлинности, непосредственности);
— желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение
ощущений или чувств в данный момент);
— временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);
— лечение (кратковременное и интенсивное);
— задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия,
способствующего самовыражению — от соматического до духовного);
— основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге,
проведение экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывание» чувств);
— лечебная модель (экзистенциальная: диада равных людей или «Взрослый-Взрослый», то есть
человеческий союз);
— характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от
признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную
важность);
— позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; он выступает во
взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).
Преемственность между личностной концепцией, концепцией патологии и собственно практикой
психотерапевтической работы является непременным условием научно обоснованных
психотерапевтических школ.
* * *
Выше дано подробное изложение концепций личности и органически связанных с ними
представлений о неврозах и их психотерапии, относящихся к трем ведущим современным
направлениям психологии — психоанализу, бихевиоризму и гуманистической психологии.
Очевидно, что в психологии существуют десятки иных авторских концепций личности, часть из
которых имеет в настоящее время лишь историко-научное значение. Другие представлены в литературе
собственными взглядами на личность, неврозы и их лечение. Все многообразие концепций и
оригинальных подходов в изучении личности представлено в табл. 10 и 11.
Таблица 10. Концепции личности в зарубежной психологии
Ученые-
исследователи
Даты
жизни
Теория личности
Основные труды
Психологическое
направление
Hosted by uCoz