Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 541 
Next page End  

периферических звеньях анализаторов. Эти изменения аналогичны тем, которые происходят в процессе
восприятия. При зрительных представлениях происходят слабые сокращения глазных мышц, при
осязательных и кинестетических представлениях — микродвижения соответствующих мышечных
групп (идеомоторный акт). На этой основе строится система так называемой идеомоторной тренировки.
Прием, который широко используется в спорте, когда спортсмен многократно мысленно «проигрывает»
трудновыполнимое движение, что обеспечивает впоследствии большую легкость его реального
исполнения. Этот прием может быть использован при подготовке к любой трудной деятельности.
Например, многократное мысленное «проигрывание» необходимой последовательности действий
хирурга при подготовке к сложной операции.
Таким образом, представления, являясь наглядными, чувственными образами, в то же время
содержат в себе элементы абстракции и обобщения, обозначая тем самым переход от ощущения к
мышлению, от чувственного познания к логическому.
Мышление
Высшей ступенью познания является мышление. Мышление, основываясь на чувственных
образах и представлениях, отражает связи и отношения между предметами и явлениями материального
мира. Мышление характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других
познавательных процессов.
Во-первых, в мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов,
но и внутренние,
существенные связи и отношения. Если в восприятии и представлении предмет
отражается как целое, то в мышлении рассматриваются как минимум два компонента, между которыми
устанавливаются определенные связи, отношения. Это обеспечивает более глубокое и точное
отражение, так как вскрывает общее в предметах и явлениях, позволяет познать существенные их
свойства, их сущность. Благодаря этому появляется возможность на основе наблюдения одних явлений
познавать другие, связанные с ними. Это же создает возможность прогнозирования.
Во-вторых, мышление есть процесс опосредствованного отражения. Опосредствованный
характер мышления выражается в том, что человек, решая какую-либо задачу, оперирует знаниями и
методами, сложившимися в процессе исторического развития общества, выходит за пределы того, что
дано непосредственно в ощущениях, восприятиях, представлениях. Это создает возможность получить
новые знания о предметах и явлениях. Так, Фалес, решив измерить длину пирамиды, не мог сделать это
непосредственно, а выполнил при помощи вычислений, измерив тень от пирамиды и рядом стоящего
дерева при одинаковом положении солнца.
Третьей важнейшей особенностью мышления является его обобщенность. Элементарное
обобщение возможно уже на ступени чувственного познания. Однако там оно основывается на
непосредственно доступных внешних, поэтому
часто несущественных, свойствах предметов и
ограничено пределами индивидуального опыта человека. Так, в восприятии отражается единичный
объект (например, конкретный человек, определенного роста, пола, возраста, внешности). В
представлении — общие признаки класса предметов (например, общие внешние признаки человеческой
фигуры), в мышлении же отражаются существенные признаки на разных уровнях обобщенности. Это
позволяет соотнести индивидуальные и видовые признаки, видовые и родовые (например, понятие о
человеке — как представителе биологического вида, характеризующемся сознанием, членораздельной
речью, трудовой деятельностью, производством орудий труда).
Таким образом, мышление
это опосредованное и обобщенное отражение существенных и
закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.
Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер. Началом мыслительного
процесса является постановка вопроса, выделение проблемы. Главным мотивом выдвижения проблемы
является практическая потребность познания, потребность что-то понять в действительности.
Выделение проблемы, как правило, сопровождается определенным эмоциональным возбуждением,
интересом и сосредоточением внимания. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно, известно, а
тогда, когда что-то еще остается непонятным, неизвестным, когда необходимо отделить незнание от
знания. Мышление имеет фазовый характер, хотя эти фазы могут быть и незаметны для человека, но
как правило, вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их
проверки. Построение гипотезы является чрезвычайно сложным логическим процессом. Бруннер
выделяет различные типы выдвижения и проверки гипотез:
1) с самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, последовательно их проверяет
Hosted by uCoz